Несмотря на кажущуюся нарочитость обоснования, теория «третьего поколения прав человека» остается на сегодняшний день самой аргументированной попыткой регламентации коллективных прав в международном праве. Формулируемые по существу как индивидуальные «права солидарности», они фактически и по определению могут претворяться в жизнь только коллективно, «посредством согласованных усилий всех акторов общественной жизни, т. е. индивида, государства, публичных и частных объединений международного сообщества» . Это, несомненно, компромисс между нежеланием государств признавать коллективный характер прав и свобод этнических групп населения и невозможностью далее игнорировать данное обстоятельство ввиду все более настойчиво выдвигаемых требований этих групп. В настоящее время нет общепринятого перечня прав народов (как и коллективных прав, вообще), однако представляется, что последние можно разделить на три группы. Во-первых, это права, имеющие нормативный характер. Соответствующие нормы в таком случае содержатся в международных правовых актах, в универсальных, региональных или даже двусторонних международных договорах, среди которых следует отметить Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой Q0 0 1 дискриминации 1965 г. , Международные пакты о правах человека 1966 г. , Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. , Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1994 г.85 и др. Золотухин С.В. К вопросу о концепции “третьего поколения прав человека” или “прав солидарности” // Сов. ежегодник междунар. права. 1989-1991.СПб., 1992. С.182. ^Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Международные актыо правах человека: Сб. документов. М., 2000.С.138-149. 83 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека. Сб. документов. М., 2000. С.44-69. 84 Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994. С.64-66. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств // Международные акты о |
блюдение этих прав возлагает на государство особую ответственность, зачастую не только нежеланную, но и за редким исключением совершенно непосильную. Очевидно, в этом и заключается одна из причин стойкого непризнания многими государствами коллективных прав этнических общностей. Ф Сегодня вопрос о коллективных правах этих общностей принято рассматривать в рамках норм международного права, регулирующих права народов, и концепции «третьего поколения прав человека», выдвинутой французским юристом К.Вазаком. Суть концепции заключается в том, что вслед за наследием Великой французской революции —признанием гражданских и политических прав (первое поколение), а также идеями Октябрьской революции о социально-экономических и культурных правах (второе поколение), настало время утверждения коллективных прав — «прав народов», или «прав солидарности», ставших вкладом развиваю% щихся стран в развитие представлений о правах и свободах человека. Несмотря на кажущуюся нарочитость обоснования, теория «третьего поколения прав человека» остается на сегодняшний день самой аргументированной попыткой регламентации коллективных прав в международном праве, поскольку формулируемые по существу как индивидуальные «права солидарности» по определению могут претворяться в жизнь только коллективно, «посредством согласованных усилий всех факторов общественной жизни, т. е. индивида, государства, публичных и частных объединений международного сообщества» . Это, несомненно, компромисс между нежеланием государств признавать коллективный характер прав и свобод этнических групп населения и невозможностью далее игнорировать данное обстоятельство ввиду все более настойчиво выдвигаемых требованиях этих групп. Золотухин С.В. К вопросу о концепции “третьего поколения прав человека” или “прав солидарности” // Сов. ежегодник междунар. права. 1989-1991.СПб., 1992. С.182. В настоящее время нет общепринятого перечня прав народов (как и коллективных прав вообще), однако представляется, что последние можно разделить на три группы. Во-первых, это права, имеющие нормативный характер. Соответствующие нормы в таком случае содержатся в международных правовых актах, в универсальных, региональных или даже двусторонних международных договорах, среди которых следует отметить Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. , Международные пакты о правах человека 1966 г.2, Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. , Рамочную ш конвенцию о защите национальных меньшинств 1994 г. и др. Как известно, универсальным групповым правом является право на равноправие и самоопределение народов, которое получило закрепление в качестве одного из основных принципов международного права. Согласно этим общепризнанным принципам противоправна любая внутригосударственная норма, тем более закон, ущемляющий или нарушающий принцип равноправия и самоопределения народа (народов) данного государства. Выступая на открытии Венской Всемирной конференции по правам человека 14 июня 1993 г., Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос-Гали подчеркнул: «Права человека, в том числе право народа на самоопределение, не только универсальны, но и отношение к ним —мерило демократичности и демократизации общества в отдельном государстве». Во-вторых, это «политические нормы», содержащиеся в так называемых мягких источниках, носящих рекомендательный характер. В чисМеждународная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Международные акты о правах человека: сб. междунар. документов. М., 2000.С.138-149. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека. Сб. документов. М., 2000. С.44-69. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994. С.64-66. 4 Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств // Международные акты о правах человека: сб. междунар. документов. М., 2000. С.634-640. полномочий в области обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Удмуртской Республики. // Известия Удмуртской Республики. 1995. 24 октября. 39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики по вопросам межбюджетных отношений. // Известия Удмуртской Республики. 1995. 24 октября. II. Международные документы t 40. Африканская Хартия прав человека и народов. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 41. Декларация социального прогресса и развития. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 42. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. // Советское государство и право. 1990. №11. 43. Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств.// международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 44. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 45. Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 46. Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. // Права человека: сборник международных документов. М., 1998. С. 250-260. 47. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. // Права человека: сборник международных документов. М., 1998. 48. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. // Статус малочисленных народов России. Правовые акты и документы. М., 1994. 49. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. 50. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. |