Проверяемый текст
Смирнова, Светлана Константиновна; Этнополитическое развитие Удмуртии в контексте современных трансформационных процессов в Российской Федерации (Диссертация 2003)
[стр. 48]

И, в-третьих, права народов, источником которых зачастую служат нормы обычного права, регулировавшие в прошлом основные сферы жизнедеятельности этносов и вступившие сегодня в конфликт с кодифицированными нормами, фиксирующими волю государства.
Изначально, как правило, не обладающие строгой юридической формой и, по существу, являющиеся элементом массового сознания особые коллективные права народов, как элемент правовых представлений и убеждений общества, могут формулироваться в виде требований политических элит.
Номенклатура конкретных прав народов, как и содержание коллективных прав, вместе с тем остается предметом дискуссии.
В литературе,
однако, предлагается группировать их по образцу индивидуальных прав личности, а именно 1) свободы, т.
е.
от природы присущие, неотъемлемые права и поэтому находящиеся вне вмешательства государств и на 2) собственно права, т.
е.
то, о чем договариваются на межгосударственном уровне.

Г • К свободам каждого народа относят в первую очередь право на существование, право на самоопределение, право на развитие, право на неотъемлемый суверенитет над своими естественными богатствами и 88 природными ресурсами, право на равенство с другими народами .
Особой категорией этнических сообществ, имеющих право на международную защиту, являются национальные меньшинства, в отношении которых мировое сообщество выработало наиболее разветвленную систему защиты от возможного притеснения со стороны большинства населения той или иной страны.
Вместе с тем статус национальных меньшинств по международному и внутригосударственному праву в корне отличается от статуса народов и связан, прежде всего, с системой предотвращения дискриминации.

Тузмухамедов Р.А.
Права и свободы народов в международном праве // Права и свободы народов в современных источниках международного права.
Казань, 1995.С.З-16.
[стр. 57]

политический процесс, направленный на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе активного, свободного и конструктивного распределения создаваемых благ».
Субъектами этого права являются каждый человек и все народы.
Важнейший документ, направленный на защиту прав народов и особенно актуальный в связи с развертыванием процесса глобализации в современном мире, Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивида и народов, был принят 15 февраля 1988 г.
в Дели при участии юристов 22 стран.
В этой Декларации получила дальнейшее развитие система прав народов, в которую включены контроль над деятельностью транснациональных корпораций, над иностранными и национальными капиталовложениями с тем, чтобы содействовать прогрессивному развитию независимых государств, а также справедливому распределению богатства и доходов между различными социальными группами; кроме того, предлагается отвергать все виды займов, подрывающих национальный суверенитет или развитие, усиливающих зависимость от иностранного капитала или усугубляющих социальное неравенство.
И, в-третьих, права народов могут рассматриваться через категории правопонимания и правоубеждения людей.
Источником таких прав зачастую служат нормы обычного права, регулировавшие в прошлом основные сферы жизнедеятельности этносов и вступившие сегодня в кон* фликт с кодифицированными нормами, фиксирующими волю государства.
Изначально, как правило, не обладающие строгой юридической формой и, по существу, являющиеся элементом массового сознания особые коллективные права народов, как элемент правовых представлений и убеждений общества, могут формулироваться в виде требований политических элит.
Номенклатура конкретных прав народов, как и содержание коллективных прав, вместе с тем остается предметом дискуссии.
В литературе,


[стр.,58]

однако, предлагается группировать их по образцу индивидуальных прав личности, а именно 1) свободы, т.
е.
от природы присущие, неотъемлемые права и поэтому находящиеся вне вмешательства государств и на 2) собственно права, т.
е.
то, о чем договариваются на межгосударственном уровне.

К свободам каждого народа относят в первую очередь право на существование, право на самоопределение, право на развитие, право на неотъемлемый суверенитет над своими естественными богатствами и
природными ресурсами, право на равенство с другими народами1.
Другой категорией этнических сообществ, имеющих право на меж* дународную защиту, являются национальные меньшинства, в отношении которых мировое сообщество выработало наиболее разветвленную систему защиты от возможного притеснения со стороны большинства населения той или иной страны.
Вместе с тем статус национальных меньшинств по международному и внутригосударственному праву в корне отличается от статуса народов и связан, прежде всего, с системой предотвращения дискриминации.

Долгое время именно предотвращение дискриминации, неравенства индивидов в пользовании правами человека воспринималось в ООН в качестве универсальной панацеи от всех возможных проблем в сфере межнациональных отношений.
Однако столь узкий подход, не дополненный мерами специальной защиты, сам по себе не гарантирует защиты от угроз .
насильственной ассимиляции.
Предотвращение дискриминации и международная защита меньшинств и этнических групп это две различные категории в системе защиты прав человека, конечно же, взаимосвязанные, но все же отличающиеся по своей направленности.
Тузмухамедов Р.А.
Права и свободы народов в международном праве // Права и свободы народов в современных источниках международного права.
Казань, 1995.С.З-16.


[стр.,418]

410.
Пунжин С.М.
Проблема защиты прав меньшинств в международном праве //Государство и право.
1992.
№ 8.
С.125-134.
411.
Ремакль Э.
Предупреждение конфликтов и права национальных меньшинств.
Опыт СБСЕ.
// Этнические и региональные конфликты в Евразии.
Кн.З.
М.,1997.
С.80-121.
412.
Ситдикова JI.A.
Коренизация аппарата в Удмуртии как один из путей решения национального вопроса // Национальногосударственное строительство в Удмуртии в 1917-1937 гг.
Ижевск, 1991.
С.
87-98.
413.
Тишков В.А.
Базовые принципы программы “Поддержка межэтнического и религиозного согласия в Приволжском федеральном округе” // Этнопанорама.
2001.
№ 4.
С.
78-79.
414.
Ткаченко А.А., Корюхина А.В.
К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” // Этнографическое обозрение.
1995.
№ 3.
С.120-131.
415.
Тузмухамедов Р.А.
Права и свободы народов в международном праве // Права и свободы народов в современных источниках международного права.
Казань, 1995.С.З-16.

416.
Филиппов В.Р.
Иллюзии этнической правосубъектности // Этнопанорама.
2001.
№ 4.
417.
Хоперская JI.JI.
Определяющие факторы этнополитической ситуации на Северном Кавказе.
// Регион.
1992.
№ 2.
418.
Чекалин М.
Возрождение народностей и консолидация наций в СССР.
// Под знаменем марксизма, 1939.
№10.
419.
Чернецов С.Б.
Эпиофия: этнополитическая ситуация (40-70-е годы).//Расы и народы.
М., 1983.
Вып.
13.
420.
Чешко С.В.
Доктрина самоопределения: иллюзии и реальность.
// Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ.
М., 2002.
С.
233-244.
421.
Юсуповский А.М.
От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели.
// Общественные науки и современность.
1994.
№1.
С.
102-112.
422.
Ядов В.А.
А все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество.
М., 2001.
С.9-21.
V.
Литература на иностранных языках 423.
Iongman A.
J., Schmidt А.
P.
Monitoring Human Rights.
Manual for Asessing Country Performance.
Zeiden.
1994.
424.
Horowitz D.L.
Ethnic groups in conflict.
L., 1985.
425.
Hough J.
Democratization and revolution in the USSR 1985-1991, W., 1997.
426.
Hough J., Fainsod M.
How the Soviet Union is governed.
L., 1979.

[Back]