терминологии, употребляемой ООН), но нормы, применяемые к ним, сходны по своей направленности с нормами, относящимся к правам меньшинств103. Основными «твердыми» источниками, регулирующими статус коренного населения, являются принятая в 1957 г. Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 107 и пересмотревшая ее в 1989 г. Конвенция МОТ № 169. В эволюции представлений о характере и статусе коренных народов показателен уже тот факт, что если Конвенция № 107 касается «членов племенных или полуплеменных народностей», то Конвенция № 189 относится уже к «народам». В обеих этих конвенциях за туземными (индигенными) группами в целом признается даже такое традиционно индивидуальное право, как свобода от дискриминации. Важным достижением правовых документов, касающихся защиты прав коренного населения, стало определение того, что следует понимать под коренными народами. В международно-правовой доктрине на основе этого определения сложилась признанная мировым сообществом дефиниция коренных народов. В соответствии с ней эти народы объединяют следующие характеристики: 1) эти группы являются потомками тех людей и народов в целом, которые населяли какую-либо территорию до прихода населения с другой культурой, другого этнического и расового происхождения; 2) на общегосударственном уровне они занимают недоминирующее, в подавляющем большинстве зависимое, а порой и дискриминируемое положение; 3) они обладают языковыми, культурными, часто расовыми отличиями от остальной части населения данной страны или региона; 4) они осознанно считают себя коренными и такое самосознание является частью их культуры, религии, бытия, существования; I 103 Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве // Государство и право. 1992. № 8. С.125. |
правового регулирования аналогичных прав коренных малочисленных народов. Специфика регламентации нормотворчества, касающегося коренного населения, заключается в том, что по своей сути они являются народами (по терминологии, употребляемой ООН), но нормы, применяемые к ним, сходны по своей направленности с нормами, относящимся к правам меньшинств . Основными «твердыми» источниками, регулирующими статус коренного населения, являются принятая в 1957 г. Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 107 и пересмотревшая ее в 1989 г. Конвенция МОТ № 169. В эволюции представлений о характере и статусе коренных народов показателен уже тот факт, что если Конвенция № 107 касается «членов племенных или полуплеменных народностей», тоv Конвенция № 189 относится уже к «народам». В обеих этих конвенциях за туземными (индигенными) группами в целом признается даже такое традиционно индивидуальное право, как свобода от дискриминации. Важным достижением правовых документов, касающихся защиты прав коренного населения, стало определение того, что следует понимать под коренными народами. В международно-правовой доктрине на основе этого определения сложилась признанная мировым сообществом дефиниция коренных народов. В соответствии с ней эти народы объединяют следующие характеристики: 1) эти группы являются потомками тех людей и народов в целом, которые населяли какую-либо территорию до прихода населения с другой культурой, другого этнического и расового происхождения; 2) на общегосударственном уровне они занимают недоминирующее, в подавляющем большинстве зависимое, а порой и дискриминируемое положение; Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве // Государство и право. 1992. № 8. С.125. 3) они обладают языковыми, культурными, часто расовыми отличиями от остальной части населения данной страны или региона; 4) они осознанно считают себя коренными и такое самосознание является частью их культуры, религии, бытия, существования; 5) они живут в неразрывной связи с родной землей, природой и окружающей средой, что выражается во взаимосвязи и взаимозависимости этих двух понятий (коренной народ —земля) . В соответствии с данными характеристиками основные положения Конвенции МОТ № 169 предусматривают: Во-первых, обязательство правительств проводить с участием ко* * ренных народов согласованную и систематическую деятельность по защите прав этих народов и установлению гарантий их целостности. Во-вторых, оберегать неприкосновенность традиционных ценностей,щ-т общественных и культурных институтов, верований данных народов, их право решать вопрос выбора собственных приоритетов. В-третьих, признать важными факторами сохранения культуры и экономической самостоятельности коренных народов, развитие традиционных видов деятельности, таких, как охота, рыболовство, звероловство, собирательство, кустарные промыслы. В-четвертых, принять специальные меры для охраны лиц, принадлежащих к этим народам, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды2. Основные нормы, гарантирующие права коренных народов на территорию своего обитания, изложены также в ряде политических деклараАнанидзе Ф.Р. Международно-правовые проблемы прав коренных народов: Автореф. дне. канд. юрид. наук. М., 1997. С.13. 2Ткаченко А.А., Корюхина А.В. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах” // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С.126. |