форм своего националыю-культурного развития». При этом в Законе под национально-культурной автономией в Российской Федерации понимается общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон определяет, что национально-культурные автономии создаются в целях сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры (ст. 4). В то же время в Законе подчеркивается, что реализация права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей и право на национально-культурную автономию (НКА) не дает права на национальнотерриториальное самоопределение (ст. 4). Этот институт сегодня не без сложностей, но развивается. НКА, как показывает практика, занимают свое место в построении гражданского общества. В создании национально-культурных общественных организаций на экстерриториальной основе видится их особая важность. В ходе реализации Федерального закона «О национально-культурной автономии» к настоящему времени созданы и действуют более 350 национальнокультурных автономий различных уровней: федеральные, региональные и муниципальные. По существу, национально-культурные автономии в России один из существенных ресурсов для успешного построения институтов гражданского общества. Формирование этого института сыграло важную роль в реализации государственной национальной политики стабилизации межэтнических отношений, поскольку национально-культурные автономии: во-первых, предоставляют этническим общностям, не имеющим своей государственности, возможность сохранять родной язык, самобытность, культуру; |
нальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития». При этом в Законе под национально-культурной автономией в Российской Федерал ции в законе понимается общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. 1). Закон определяет, что национально-культурные автономии создаются в целях сохранения национальной самобытности, развития национальл ного языка и культуры (ст. 4). В то же время в Законе подчеркивается, что реализация права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей и право на национально-культурную автономию (НКА) не дает права на национальнотерриториальное самоопределение (ст. 4). Этот институт сегодня не без сложностей, но развивается. НКА, как показывает практика, занимают свое место в построении гражданского общества. В создании национально-культурных общественных организаций на экстерриториальной основе видится их особая важность. В ходе реализации Федерального закона «О национально-культурной автономии» к настоящему времени созданы и действуют сотни национальнокультурных автономий различных уровней, в том числе 14 федеральных. Я считаю, что национально-культурные автономии в России —один из существенных ресурсов для успешного построения институтов гражданского общества. Закон сыграл важную роль в деле реализации государственной национальной политики, а именно национально-культурные автономии: во-первых, дали этническим общностям, не имеющим своей государственности, возможность сохранять родной язык, самобытность, культуру; во-вторых, способствуют социально-экономическому развитию российских этносов; наконец, в-третьих, НКА народов других государств, способствуют укреплению международного сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Сбалансированное сочетание общегосударственной национальной политики (ее основные положения сформулированы в Концепции госур Ф дарственной национальной политики РФ) и региональной политики уже приносит положительные результаты в плане жизнеобустройства народов России. Через различные общественные институты демократического характера (национально-культурные автономии, общественные национальные и религиозные объединения) этносы получили возможность защищать свои интересы. В жизни и в повседневной практике эти институты зарекомендовали себя, завоевали авторитет, стали опорой для региональных органов власти. Итак, в юридической науке и в правоприменительной практике к настоящему времени уже сформулировались достаточно прочные традиции правового регулирования этнополитических процессов. В мире уже складывается система гарантий защиты прав народов; более того, возникла целая самостоятельная отрасль права международное право народов. Однако в эти рамки нельзя уместить всю существующую реальность. И, кроме того, этот опыт не всегда пригоден для наших, российских условий. Например, в условиях России практически неприменимо понятие «коренное» население в той его трактовке, которая принята в зарубежной практике, т. к. зачастую трудно определить, какой народ населял ту или |