Проверяемый текст
Ткаченко, Анна Валерьевна. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления : Уголовно-правовой и криминологический аспекты (Диссертация 2000)
[стр. 84]

чаемых правонарушителями социальных норм и ценностей» .
Ранее уже отмечалось, что в общении трудновоспитуемых
несовершеннолетних важное место принадлежит неформальным группам, в которых зачастую и происходит их контакт со взрослыми преступниками.
Однако в связи с этим возникает вопрос, кто кого «выбирает»
несовершеннолетние антиобщественно-настроенных взрослых или наоборот.
Многие взрослые, особенно из числа ранее судимых, в процессе общения предварительно готовили несовершеннолетних к совершению преступлений.
Они рассказывали
им о своих похождениях, «друзьях», с которыми ранее совершали преступления, о «смелости» и «мужестве» преступников, о воровских обычаях, способах и приемах совершения краж, грабежей, разбойных нападений, применении технических средств, сокрытии следов преступления, предметов, добытых преступным путем и т.п 2.
Тем не менее, складывается необходимость выяснить, почему так называемые «трудные» дети удовлетворяют свою потребность в общении именно с криминально настроенными лицами.
Наше исследование показывает, что их дружба в основном базируется на
том их поведении, которое предшествовало совершению преступления и проявлялось в девиантных формах.
Большинство этих несовершеннолетних еще до налаживания прямых контактов с лицами, отбывшими уголовное наказание, отличались довольно устойчивым антиобщественным поведением.
Некоторая их часть уже состояла на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел.
Стало быть, «выход» на лиц с криминальной направленностью для многих несовершеннолетних преступников не случайность, а следствие их индивидуального образа жизни, неправильной социальной ориентации.
Правда, степень испорченности у таких
несовершеннолетних различается, и она не всегда ведет к совершению преступлений.
Однако взрослым антиобщественным элементам в этих случаях легко устанавливать с ними контакты, поскольку они находят уже социально запущенных, разделяющих во многом их взгляды партнеров.
Вот почему нельзя категорически утверждать, что именно ранее судимые лица являются первоисточником вредных влияний.

Яковлев А.М.
Преступность и социальная психология.
М., 1971.С.
67.

Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
М., 1981.

С.139; Ветров Н.И.
Профилактика правонарушений среди молодежи.
М., 1980.С.144-146.

84
[стр. 95]

отмечает, что почти половина обследованных им взрослых организаторов и подстрекателей ранее судимы1.
Однако при этом не проводятся различия между понятиями ’’криминогенное влияние" и "вовлечение в преступную деятельность".
Следует отметить, что криминогенное же влияние может оказываться и неумышленно.
Подражение подростка ранее судимому лицу может также привести к совершению преступления, хотя прямого вовлечения при этом не будет.
Психологи утверждают, что даже при "молчаливом присутствии" проявляется эффект социального влияния, который усиливается тем больше, чем авторитетнее источник влияния2.
В плане нашего исследования важно выяснить, почему потребность в общении удовлетворялась подростками, совершившими преступление путем контакта с преступниками, а не законопослушными лицами.
Как справедливо отмечает А.М.Яковлев, этот вопрос нельзя решать "изолированно от системы межличных отношений подростка и содержания объективно различаемых правонарушителями социальных норм и ценностей"3.
Ранее уже отмечалось, что в общении трудновоспитуемых важное место принадлежит неформальным группам, в которых зачастую и происходят их контакт со взрослыми преступниками.
Однако в связи с этим возникает вопрос, кто кого "выбирает"
-t подростки антиобщественно-настроенных взрослых или наоборот.
Многие взрослые, особенно из числа ранее судимых, в процессе общения предварительно готовили несовершеннолетних к совершению преступлений.
Они рассказывали
подросткам о своих похожде1.Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних.М., 1981.С.138.
2.Проблема общения и психологии.
М., 1981.С.25.
3.Яковлев А.М.
Преступность и социальная психология.М..
1971.С.67.

95 *

[стр.,96]

96 ниях, "друзьях", с которыми ранее совершали преступления, "смелости" и "мужестве" преступников, о воровских обычаях, способах и приемах совершения краж, грабежей, разбойных нападений, применении технических средств, сокрытии следов преступления, предметов, добытых преступным путем и т.п1.
Тем не менее резонно выяснить, почему так называемые трудные подростки удовлетворяют свою потребность в общении именно с криминально настроенными лицами.
Наше исследование показывает, что их дружба в основном базируется на
их поведении, предшествовавшем совершению преступления.
Большинство этих подростков еще до налаживания прямых контактов с лицами, отбывшими уголовное наказание, отличались довольно устойчивым антиобщественным поведением.
Пятая их часть состояла на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
Стало быть, "выход" на лиц с криминальной направленностью для многих несовершеннолетних преступников не случайность, а следствие их индивидуального образа жизни, неправильной социальной ориентации.
Правда, степень испорченности у таких
подростков различается и она не всегда ведет к совершению преступлений.
Однако взрослым антиобщественным элементам в этих случаях легко устанавливать с ними контакты, поскольку они находят уже социально запущенных, разделяющих во многом их взгляды партнеров.
Вот почему нельзя категорически утверждать, что именно ранее судимые лица являются первоисточником вредных влияний.

Правильнее будет сказать, что в совершение преступлений взрослые вовлекают не всех подростков, а только наиболее соци1.
Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних.М., 1981.
С.139; Ветров Н.И.
Профилактика правонарушений среди молодежи.М., 1980.С.144-146.

[Back]