Проверяемый текст
Холопова, Елена Николаевна; Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2006)
[стр. 103]

Следует обратить внимание, что до сих пор проведение психологической экспертизы поручается лицам, не имеющим специальной подготовки или мало знакомым со спецификой следственной, судебной и экспертной деятельности.
Проведение судебных экспертиз в экспертных учреждениях является предметом двойного регулирования: процессуального (уголовного) и
ведомственного.
Остановимся на характере регулирования СПЭ ведомственными актами.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время производство СПЭНО осуществляется в системе
Минюста России, в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также экспертами, назначаемыми судом или следователем.
В системе Минздрава психолог практически участвует только в производстве комплексных психолого-психиатрических экспертиз, его деятельность регламентируется Приказом Министерства здравоохранения
от 19.05.2000 г.
№ 165 «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе».
Данным приказом вводятся должности медицинских психологов в состав судебнопсихиатрических экспертных комиссий и в штат отделений стационарной
СПЭ; утверждается так же программа подготовки медицинских психологов.
В
соответствии со ст.
28 Федерального закона от 31.05.2001 г.
№ 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном и принудительном порядке.
Эксперту-психологу запрещается применение таких методов, которые будут ограничивать права испытуемого, применять насилие; угрозы или иные незаконные меры по отношению к испытуемому для получения сведений.
Из-за нечеткой правовой регламентации возникают проблемы, связанные с возможностью применения принуждения при проведении не только судебномедицинских или судебно-психиатрических экспертиз, но и
судебно-психологических, в том числе СПЭНО.
Причины нежелания несовершеннолетнего обвиняемого подвергаться экспериментально-психологическому обследованию могут быть различными.
Практика показывает, что, напр., несовершеннолетние обвиняемые по половым 103
[стр. 232]

Однако, как подтверждает многолетняя практика, производство судебных экспертиз в специализированных экспертных учреждениях имеет значительное преимущество по сравнению с производством их «частными» экспертами, и эффективность СПЭ, как важного средства доказывания в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях значительно повышается, если она выполняется в специализированном судебно-экспертном учреждении.
Можно сказать, что СПЭ обладает значительными преимуществами по сравнению с производством СПЭ негосударственными экспертами.
Каковы же эти преимущества? Во-первых, органам дознания, предварительного следствия и судам создаются наиболее благоприятные условия для назначения и проведения СПЭ.
Вовторых, обеспечивается высокое качество СПЭ и своевременное ее производство.
В-третьих, создаются необходимые условия для научно-исследовательской работы в целях разработки новых и совершенствования существующих методов экспериментально-психологического обследования личности.
Что касается частных экспертов-психологов, то нередко проведение психологической экспертизы поручается лицам, не имеющим специальной подготовки или мало знакомым со спецификой следственной, судебной и экспертной деятельности.
Проведение судебных экспертиз в экспертных учреждениях является предметом двойного регулирования: процессуального (уголовного и
гражданского, административного); ведомственного; Остановимся на характере регулирования СПЭ ведомственными актами.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время производство СПЭ осуществляется в системе
Министерства юстиции РФ, в системе Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, В системе Минздрава психолог практически участвует только в производстве комплексных психологопсихиатрических экспертиз, его деятельность регламентируется Приказом Министерства здравоохранения №165 от 19.05.2000 года «О медицинском психоло

[стр.,233]

ге в судебно-психиатрической экспертизе».
Данным приказом вводятся должности медицинских психологов в состав судебно-психиатрических экспертных комиссий и в штат отделений стационарной
судебно-психиатрической экспертизы.
Утверждается так же программа подготовки медицинских психологов.
В
системе СЭУ МЮ РФ СПЭ начала развиваться позже в 1982 г.
в Центральной Ростовская НИЛСЭ (ныне Южном Региональном Центре СЭ).
Эта новация была принята не сразу: были самые противоречивые мнения о том должна ли СПЭ быть в системе МЮ или в системе Минздрава, поэтому в течении 5-10 лет НИЛСЭ являлась единственным экспертным учреждением СЭУ МЮ, проводившим СПЭ.
В 1991 г.
СПЭ стала проводиться в Центральной Нижегородской НИЛСЭ (ныне Приволжский региональный центр судебной экспертизы), а с 1993 г.
в Приморской ЛСЭ.
Несмотря на относительно длительную историю СПЭ в СЭУ МЮ, только в последние 4 года (начиная с 1997 года) СПЭ начала интенсивно внедряться в практику экспертной деятельности лаборатории системы: Забайкальской ЛСЭ (1997 год), Мордовской ЛСЭ (1998 год), Калининградской ЛСЭ (1999 год), Калужской, Брянской, Томской ЛСЭ (2000 год), Курской, Башкирской ЛСЭ (2001 год).
В 2001 году СПЭ начинает проводиться и в Краснодарской ЛСЭ (после прохождения специалистами лаборатории стажировки в Ю РЦ СЭ — в апреле 2001 года).
Известно, что в Северо-западном Центре СЭ (Санкт-Петербург) СПЭ проводится в рамках производства автотехнической экспертизы.
Следует заметить, что в Ю РЦ СЭ для ознакомления с опытом производства СПЭ обратилось ещё несколько экспертных учреждений, что свидетельствует о повышенном интересе к данной экспертизе.
В частности, в Ульяновской области ЛСЭ подобраны специалисты, которые готовы приступить к производству СПЭ.
Таким образом, на настоящий момент СПЭ производится в 21 учреждении СЭУ МЮ РФ.
Производство СПЭ в системе СЭ МЮ РФ регламентируется ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.
2001 года, «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в государственных

[стр.,240]

ся, что наилучшим образом это может выполняться адвокатом, допущенным в процесс с момента предъявления обвинения.
В соответствии со ст.
28 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» (далее № 73-Ф3) судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном и принудительном порядке.
Из-за нечеткой правовой регламентации возникают проблемы, связанные с возможностью применения принуждения при проведении не только судебномедицинских или судебно-психиатрических экспертиз, но и
СПЭ.
Причины нежелания подвергаться экспериментально-психологическому обследованию у участников уголовного судопроизводства различны.
Практика показывает, что обвиняемый или подозреваемый по половым преступлениям чаще всего пытаются уклониться от экспертного исследования, опасаясь, что полученные результаты помогут следователю в изобличении совершенного преступления.
Потерпевший или свидетель могут возражать против проведения обследования в связи с естественным чувством стыдливости или восприятием экспертного обследования как унизительной процедуры, умаляющей их честь и достоинство.
В правовой литературе высказываются различные точки зрения о круге лиц, к которым можно применять меры принуждения, если они отказываются участвовать в производстве экспертизы.
Так, например, В.И.Каминская, М.С.
Строгович, Л.Д.
Королев, В.З.
Лукашевич1 и ряд других ученых полагают, что независимо от мотивов отказа от экспертного обследования обвиняемый и подозреваемый могут быть подвергнуты ему принудительно.
Особенно дискуссионным является вопрос о принуждении к участию в экспертизе потерпевшего и свидетеля.
Многие авторы, исследовавшие эту проблему, приходят к выводу, что применение принуждения к потерпевшему ни при каких условиях недопустимо.
Эта точка зрения обосновывается нравственными требованиями, а также тем, что случаи отказа потерпевшего от экс1 См.: Каменская В.Н.
Охрана прав и защита интересов граждан в уголовно-процессуальном праве.
М., 1968; Строгович М.С., Курс советского уголовного процесса.
М., 1970; Королев ЛД, Лукашевич В.З.
Процессуальные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Вестник ленинградского университета.
Вып.
№ 2, № 11.
М., 1977; Петрухин И.Л.Свободаличности и уголовно-процессуальное принуждение.
М., 1985.

[Back]