Проверяемый текст
Холопова, Елена Николаевна; Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2006)
[стр. 129]

документы дают возможность реализовать на практике ст.1 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантии> прав граждан при ее оказании», согласно которой «диагноз психического расстройства ставится'в соответствии с общепринятыми международными, стандартами»: Следует подчеркнуть, что практика применениям.
З ет.
20 УК РФ должна осуществляется1с учетом вышеназванных правовых документов и содержащейся в них терминологии.
Наиболее распространенным основанием для назначения психологопсихиатрической-экспертизы несовершеннолетних обвиняемых являются данные об умственной отсталости подростка (нахождение его на учете в ОППН,
учеба во вспомогательной школе, нахождение на учете в психологической или наркологической больнице и т.д.).
Как показывает экспертная практика, психологические.особенности несовершеннолетнего,
дающие возможность предположить наличие отставания в психическом.развитии; возникшие на не болезненной-психиатрической основе,, следствием в достаточной мере не выявляются, а выявленные не оцениваются; Все вышеназванные проблемы, а так же неоднозначное'понимание терминов следователями, судьями и экспертами «отставанием психическом развитии, связанное с психическим расстройством» и «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим*расстройством» в-правоприменительной практике обусловили выделение трех подходов: -назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы; назначение психиатрической экспертизы, а затем психологической; назначение только психиатрической* или только психологической экспертизы.
Мы считаем, что1 каждый из этих подходов имеет право на существование и в каждом конкретном случае зависит как от личности несовершеннолетнего; так и от ситуации совершения противоправного деяния.
Следует отметить, что взгляд на экспертизу по делам несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, к настоящему времени изменился кардинально.
Ранее ни о какой комплексности, даже речи не велось.
Так, в По129
[стр. 426]

шинстве случаев хотят видеть в заключении эксперта-психолога конкретный возраст уголовной ответственности.
В-пятых, еще одним специальным термином, содержащимся в ст.
20 ч.
3 УК РФ, является психическое расстройство, с которым не должно быть связано отставание в психическом развитии несовершеннолетнего.
Заметим, что термин “психическое расстройство” употребляется не только в ст.
20 ч.
3 УК РФ, он включен в ст.
20 и 21 УК РФ.
Вместе с тем этот термин при назначении экспертизы часто заменяется терминами “душевное заболевание” или “психическое заболевание”.
Считаем такую замену некорректной и не отвечающую международным стандартам, т.к.
понятие “психическое расстройство” используется в Международной классификации болезней 10-го пересмотра, на основании которой составлен адаптированный для нашей страны вариант.
Наиболее распространенным основанием для назначения психологопсихиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых являются данные об умственной отсталости подростка (нахождение его на учете в ОППН,
на учете в психологической или наркологической больницы, учеба во вспомогательной школе и т.д.).
Как показывает экспертная практика, психологические особенности несовершеннолетнего,
позволяющ ие предположить наличие отставания в психическом развитии, возникшее на неболезненной психиатрической основе, следствием в достаточной мере не выявляю тся, а выявленные не оцениваются.
Все вышеназванные проблемы, а также
различное толкование следователями, судьями и экспертами терминов “отставание в психическом развитии, связанное с психическим расстройством” и “отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством” обусловили выделение в правоприменительной практике трех подходов: назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы; назначение психиатрической экспертизы, а затем психологической; назначениетолько психиатрической или только психологической экспертизы.

[Back]