Проверяемый текст
Холопова, Елена Николаевна; Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2006)
[стр. 132]

возрастной невменяемости.
Отличительный недостаток экспертной практики связан с тем, что эксперт-психолог не устанавливает связь между отставанием в психическом развитии и способностью в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и способность руководить ими.
Для установления такой связи эксперту необходимо было бы изучить не только индивидуальные особенности психики обвиняемого, но и глубоко проанализировать материалы дела, ситуацию совершения преступления, его мотивацию и т.д.
Анализу должен подвергаться и процесс формирования личности несовершеннолетнего, влияние на него ближайшего окружения и пр.
Основные вопросы, разрешаемые данным видом экспертизы: -Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством и, если имеются, то в чем они выражаются, каковы их причины? С учетом наличия отставания (если оно установлено) мог ли несовершеннолетний осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в момент совершения общественно опасного деяния? С учетом наличия и характера указанного отставания в психическом развитии мог ли он руководить своими действиями в момент совершения общественно-опасного деяния? Наличие или отсутствие оснований для освобождения от уголовной ответственности со ссылкой на ч.
3 ст.
20 УК РФ может быть признано обоснованным только, если описание содержания психического отставания наложено на механизм конкретного деяния.
Экспертиза должна установить правильно ли несовершеннолетний понимал ситуацию правонарушения, в частности, осознавал ли наличие альтернативных выходов из нее, осознавал ли объективное содержание целей своих действий, предвидел ли прямые и косвенные результаты поступков, способен ли был оценивать собственное поведение с точки зрения действующих правовых норм и общепринятой морали, мог ли свободно выбирать как цели, так и способы их достижения, произвольно регулировать свое поведение.
132
[стр. 369]

квалификации психического состояния матери, совершившей убийство новорождённого ребёнка1: Психическиерасстройства, обусловливающие неспособность обвиняемой осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Юридическое значение квалификации неспособности матери, обвиняемой в убийстве новорождённого ребёнка, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства, заключается в возможности признания её судом невменяемой (ст.
21 УК РФ) и применения принудительных мер медицинского характера (ст.ст.
97-99 УК РФ).
Психическиерасстройства, не исключающие вменяемости обвиняемой.
Согласно ст.
22 УК РФ в этих случаях психическое расстройство обвиняемой, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
В этом случае эмоциональная напряжённость, возникновение и развитие которой обусловлено психотравмирующей ситуацией, оказавшая существенное влияние на сознание и поведение обвиняемой.
Юридическая квалификация “психотравмирующей ситуации” сложная проблема.
Дело в том, что ни одна ситуация сама по себе не может выступать как оказывающая негативное воздействие на психику человека её можно расценить, как психотравмирующую только после плательного анализа взаимодействия личности и ситуации.
Решающее значение в этой связи приобретает психологическое значение ситуативных воздействий, которые формируются в сознании субъекта.
Экспертное определение состояния эмоциональной напряженности, возникшего и развивающегося в условиях психотравмирующей ситуации, имеет прямое отношение к квалификации деяния по ст.
106 УК РФ.
Вместе с тем убийство ребёнка, хотя и в условиях психотравмирующей ситуа1 Сафуанов Ф.С.
Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка//Российская юстиция.
№ 3.
1998.
С .29-30.


[стр.,428]

руководить ими”.
Эксперты-психологи чаще всего, не исследуя каждый из признаков, пишут фразу: “не мог осознавать и руководить”.
Таким образом, ни эксперты, ни следователи (судьи) не понимают, каких признаков и в каком количестве достаточно для признания возрастной невменяемости и в чем их отличие.
Основные задачи экспертизы несовершеннолетних продиктованы содержанием ч.
3 ст.
20 УК РФ.
Согласно этой норме задачей экспертовпсихологов является установление наличия и причин отставания в психическом развитии несовершеннолетнего с целью ответа на вопросы: мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в момент совершения общественно опасного деяния? и мог ли он в полной мере руководить ими? Возрастная невменяемость каждый раз подлежит доказыванию , что предполагает возбуждение уголовного дела и проведения экспертного исследования.
Экспертная практика диссертанта показала, что экспертиза способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими является одним из сложных предметных видов экспертизы и, прежде всего потому, что ее выводы имеют неоднородное юридическое значение.
Ведь несовершен-нолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связаннымо с психическим расстройством, который во время совершения общественноопасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и обществеш1ую опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит уголовной ответственности (ч.
3 ст.
20 УК).
Несовершеннолетние, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои поступки, но вследствие отклонений в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, подлежат уголовной ответственности, степень их расстройства учитывается судом при назначении наказания (ст.
22 УК).
При наличии у несовершеннолетнего

[Back]