Проверяемый текст
Холопова, Елена Николаевна; Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2006)
[стр. 35]

ский эффект, как в плане повышения надежности экспертных выводов, так и в плане оптимизации самой деятельности эксперта-психолога.
В качестве первоочередной, исходной
задачей представляется необходимым проанализировать и, возможно более четко и логически корректно, определить некоторые базовые понятия, к числу которых, прежде всего, относятся понятия объекта и предмета СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.
Учитывая, что теория СПЭ тесно связана с теорией судебной экспертизы,
понятяйно категориальный аппарат которой в последние годы подвергся основной переработке, есть все основания использовать (там, где возможно) определения или методологические подходы, выработанные этой научной дисциплиной.
Это, с одной стороны, позволит избежать ненужных повторений уже
проведенных исследований, результаты которых могут быть использованы судебной психологией, а с другой — более четко обозначить специфику, которая характерна именно для СПЭНО.
Наконец, разрабатывая базовые категории конкретной отрасли знания, важно как нам представляется, исходить из тех «предельных оснований», которые установлены наукой применительно к той или иной междисциплинарной проблеме (к числу последних, несомненно, относится проблема объекта научных и научно-практических исследований), что позволит иметь перед собой
четкий методологический ориентир.
Объект любой экспертизы есть объект экспертного познания, а «объект познания» категория гносеологическая.
Под объектом познания в философии в общем виде понимается «элемент реальной действительности, противостоящий субъекту в его познавательной деятельности и существующий независимо от его сознания»1.
Для специфики любой теоретической и практической деятельности человека важно связать между собой три понятия: объект, предмет, метод.
Группа объективно существующих явлений (объект) изучается в
определенном аспекте (предмет) с помощью специфических способов, приемов (метод).
Аспекты и методы изучения объекта обусловлены свойствами самого объекта, а также целями 35 1Философский энциклопедический словарь.
М.: Политиздат 1983.
С.
453.
[стр. 63]

тический материал, относящийся к различным аспектам как проведения СПЭ, так и использования её возможностей в различных видах судопроизводства.
Этот материал подвергался теоретическому анализу главным образом в психологическом аспекте и отчасти в проблематике пограничной с другими смежными с судебной психологией отраслями знания.
В гораздо меньшей степени этот процесс затронул общетеоретические и логико-методологические аспекты СПЭ, что нашло, в частности, своё отражение в недостаточной разработанности понятийно-категориального аппарата этого рода судебных экспертиз.
Так, до настоящего времени в полном объёме не определены такие фундаментальные категории, как объект, предмет и методы СПЭ.
Ненадлежащая разработанность указанных вопросов тормозит дальнейшее развитие некоторых проблем, весьма значимых для СПЭ не только в собственно теоретическом, но и сугубо практическом отношении.
Вместе с тем, оценивая состояние современного этапа развития СПЭ, можно констатировать, что к настоящему времени сформировались все необходимые предпосылки для теоретических обобщений, способных иметь очевидную эвристическую ценность.
Будучи внедренными в практику, результаты подобных теоретических обобщений, несомненно, дадут практический эффект как в плане повышения надёжности экспертных выводов, так и в плане оптимизации самой деятельности эксперта-психолога.
В качестве первоочередной, исходной
задачи представляется необходимым проанализировать и, возможно более чётко и логически корректно, определить некоторые базовые понятия, к числу которых, прежде всего, относятся понятия объекта и предмета СПЭ.
Учитывая, что теория СПЭ тесно связана с теорией судебной экспертизы,
понятийно-категориальный аппарат которой в последние годы подвергся основательной переработке, есть все основания использовать (там, где возможно) определения или методологические подходы, выработанные этой научной дисциплиной.
Это, с одной стороны, позволит избежать ненужных повторений уже
проведённых исследо

[стр.,64]

ваний, результаты которых могут быть использованы судебной психологией, а с другой более чётко обозначить специфику, которая характерна именно для СПЭ.
Наконец, разрабатывая базовые категории конкретной отрасли знания, важно, как нам представляется, исходить из тех «предельных оснований», которые установлены наукой применительно к той или иной междисциплинарной проблеме (к числу последних, несомненно, относится проблема объекта научных и научно-практических исследований), что позволит иметь перед собой
чёткий методологический ориентир.
Объект любой экспертизы есть объект экспертного познания, а «объект познания» категория гносеологическая.
Под объектом познания в философии в общем, виде «понимается элемент реальной действительности, противостоящий субъекту в его познавательной деятельности и существующий независимо от его сознания»1.
Для специфики любой теоретической и практической деятельности человека важно связать между собой три понятия: объект, предмет, метод.
Группа объективно существующих явлений (объект) изучается в
определённом аспекте (предмет) с помощью специфических способов, приёмов (метод).
Такое понимание соотношения объекта, предмета и метода важно для разграничения научной компетенции различных отраслей научно-практического исследования, включая экспертное.
По вопросу об объекте судебной экспертизы в теории судебной экспертизы и криминалистики высказывались различные суждения.
Словарь основных терминов судебных экспертиз под объектом экспертизы понимает «материализованные, определённые уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством источники информации (вещественные доказательства, части трупа, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, образцы, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела)».2 1Философский энциклопедический словарь.
М., 1983.
С.
453.
2 Словарь основных терминов судебных экспертиз.
М., 1980.
С.
53.

[Back]