Проверяемый текст
Холопова, Елена Николаевна; Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2006)
[стр. 84]

няемого лица, достигшего возраста наступления уголовной ответственности.
Как справедливо отметил О.Е.
Фрайеров «аффективно-волевые аномалии ...
могут сужать сопротивляемость к соблазну, ослабляют контрольные механизмы поведения, ограничивают альтернативные возможности выбора действия в тех или иных ситуациях.
Такие особенности, как легкая возбудимость, неустойчивость, колебание настроения, эмоциональная незрелость, повышенная внушаемость и т.д.
нередко "облегчают" реализацию криминального акта, приводят личность к конфликту с законом»1.
Многие практики не понимают глубоко правовую норму ч.
3 ст.
20 УК РФ.
Термин «отставание в психическом развитии» является психологическим, а это означает, что без экспертного обследования обвиняемого психологом несовершеннолетнего, отставания в психическом развитии установлено быть не может.
В то же время
исследование показало, что в 36 % случаев, отставание в психическом развитии устанавливается или психиатром, или специалистом в области патопсихологии, работающим или в психиатрической больнице, или в психоневрологическом диспансере.
Введение в УК РФ института возрастной вменяемости (ч.
3 ст.
20 УК РФ), позволяет говорить об обязательном проведении такой экспертизы.
Это вытекает из ч.
3 ст.
196 УПК РФ —обязательность экспертного исследования для установления «психического состояния обвиняемого...
в тех случаях, когда возникают сомнения по поводу их вменяемости» и ч.
2 ст.
421 УПК РФ.
На практике следователи эту норму понимают сужено, имея ввиду лишь невменяемость, вязанную с психическим расстройством, или не знают.
Какие данные могут свидетельствовать об отставании в психическом развитии.
До введения в действие нового УК РФ СПЭНО регулировалась ст.
392 УПК РСФСР, где указывалось, что «при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено ..., мог ли он полностью сознавать значение своих действий».
В Постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР № 21 от 16 марта 1968 г.
и № 12 от 3 декабря 84 1Фрайеров О.Е.
О так называемом биологическом аспекте причин преступности // Советское государство и право.
1996.
№ 10.
С.
45.
[стр. 424]

невменяемости несовершеннолетнего.
Следовательно, правовое значение имеет только среднее отставание, поскольку закон связывает с ней обстоятельства, исключающие уголовную ответственность несовершеннолетнего, совершившего общественно-опасное деяние.
Во-вторых, все вышеизложенное означает, что без экспертного обследования обвиняемого психологом, отставание в психическом развитии установлено быть не может.
В то же время
исследования показывают, что в 30% случаев, т.е.
практически в отношении каждого четвертого несовершеннолетнего, отставание в психическом развитии устанавливается экспертным заключением психиатров.
Таким образом, при назначении экспертизы возникает проблема разграничения компетенции эксперта-психолога и эксперта-психиатра.
В-третьих, иногда данную экспертизу назначают эксперту, не имеющему соответствующей специализации, или школьным педагогам-психологам, психологам детских центров и т.
д.
Сложившая практика использования специалистов в разных областях психологии в качестве экспертов для установления отставания в психическом развитии несовершеннолетних обусловлена отсутствием, зачастую, в регионах специалистов в области возрастной психологии.
Для дачи экспертного заключения по вопросу отставания в психическом развитии специалист в области психо-логии должен обладать более глубокими знаниями и дифференцированными познаниями.
В-четвертых, на рассмотрения экспертов-психологов ставились вопросы, не входящие в их компетенцию или не отражающие содержание данного вида экспертизы.
Так, практически по 20% изученных уголовных дел ставился вопрос: соответствует ли уровень психического развития несовершеннолетнего обвиняемого его паспортному (календарному) возрасту? Детальная аргументация необоснованности и неправомерности постановки перед экспертами подобного вопроса дана И.А.
Кудрявцевым и Е.Г.
Дозор

[Back]