Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 113]

личных специалистов в конкретной области жизнедеятельности, принимать решения, проектировать объекты, усваивать правила поведения в природе [168, 328 и др.].
Особую значимость в развитии экологической культуры учащихся имеют игры, направленные на эмоциональное познание окружающего мира, развитие чувства единения с ним.

На экообразовательных занятиях рекомендуется использовать рассказызадачи, которые знакомят учащихся с законами, по которым живет природа, помогают организовывать свой труд и отдых с минимизацией негативных социоприродных последствий, способствуют эффективному решению возникающих экологических проблем.
Все это
позволяет ребенку самостоятельно выявить экологическую проблему, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим.
Этот подход
помогает учащимся глубже понять системность окружающего природного мира, «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к миру, формирует аналитические способности в аспекте становления экологической культуры личности.
Таким образом, применение экологических задач, дискуссий, тренингов, игр подводит учащихся к анализу и осмысливанию своего опыта по взаимодействию с окружающей природной и
социоприрод!юй средой, развивает рефлексивные способности, влияющие на повышение уровня их экологической культуры.
В процессе осознания хрупкой ранимости природы, осмысления своего отношения к экологическим проблемам дети приходят к пониманию личной ответственности за ее сохранение.
В экологическом воспитании учащихся необходимо также использовать приемы «вживания», принятия на себя роли другого человека, предмета или объекта природы, чтобы научиться чувствовать потребности другого существа и уважать их.
«Вживанием в роль другого человека, животного, растения, по мнению
О.Г.
Тавстухи, «видением изнутри» часто обладают дети младшего возраста, большинство из которых, взрослея, утрачивают эту способность» 113
[стр. 196]

{95 реализует принцип активности, который есть важнейший психологический принцип всестороннего и гармонического развития личности учащихся.
По нашему мнению, формирование диалогических отношений является важным условием развития экологической культуры, поскольку общение в диалоге побуждает учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей, повышает восприимчивость к новым сведениям, альтернативным точкам зрения, способствует возникновению уважительного отношения к людям, животным, р астениям.
Данные личностные качества проявляются в дискуссиях и тренингах, направленных на познание окружающего социума и мира природы.
Важнейшую роль в освоении диалогического отношения к миру принадлежит игре феномену человеческой культуры, специфической форме образовательного процесса, позволяющей учащимся моделировать деятельность различных специалистов в конкретной области жизнедеятельности, принимать решения, проектировать объекты, усваивать правила поведения в природе [88; 97; 209 и др.].
Особую значимость в развитии экологической культуры учащихся имеют игры, направленные на эмоциональное познание окружающего мира, развитие чувства единения с ним
(J.
Cornell [332-334]; J.Seed; J.
Масу: P.
Jleming; A.
Naess [358] ).
На экообразовательных занятиях мы использовали рассказызадачи, которые знакомили учащихся с законами, по которым ж ивет природа, помогали организовывать свой труд и отдых с минимизацией негативных социоприродных последствий, способствовали эффективному решению возникающих экологических проблем.
Все это
позволяло ребенку самостоятельно выявить экологическую проблему, поставить себя на место природного объекта, найти те

[стр.,197]

196 природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим.
Этот подход
помогал учащимся глубже понять системность окружающего природного мира, «исследовательская» деятельность развивала и закрепляла познавательное отношение ребенка к миру, формировала аналитические способности в аспекте становления экологической культуры личности.
Таким образом, применение экологических задач, дискуссий, тренингов, игр подводит учащихся к анализу и осмысливанию своего опыта по взаимодействию с окружающей природной и
социоприродной средой, развивает рефлексивные способности, влияющие на повышение уровня их экологической культуры.
В процессе осознания хрупкой ранимости природы, осмысления своего отношения к экологическим проблемам дети приходят к пониманию личной ответственности за ее сохранение.
В экологическом воспитании учащихся необходимо также использовать приемы «вживания», принятия на себя роли другого человека, предмета или объекта природы, чтобы научиться чувствовать потребности другого существа и уважать их.
«Вживанием в роль другого человека, животного, растения, по мнению
М.М.
Бахтина «видением изнутри» часто обладают дети младшего возраста, большинство из которых, взрослея, утрачивают эту способность» [20].
Применение метода «вживания» в данном контексте во все возрастные периоды будет способствовать закреплению умения «видения изнутри», развитию способности к эмпатии, которая выступает одним из критериев успешности развития экологической культуры учащихся.
На основе вышеизложенного, мы определяем диалог как способ гуманистически-ориентированного освоения мира, играющий важ

[Back]