[310]. Применение метода «вживания» в данном контексте во все возрастные периоды будет способствовать закреплению умения «видения изнутри», развитию способности к эмпатии, которая выступает одним из критериев успешности развития экологической культуры учащихся. На основе вышеизложенного, мы определяем диалог как способ гуманистически-ориентированного освоения мира, играющий важную роль в развитии экологической культуры личности, выделяя его образовательными формами экологическую игру и эколого-психологический тренинг. Экологическая игра выступает как технология усвоения личного опыта учащихся взаимодействия с людьми, природой и самим собой. Выражение «общение с природой» всегда несет положительную эмоциональную окраску, отображает установление особых психологических отношений между человеком и миром природы. Общение двусторонний процесс, а это значит, что, используя данное понятие, мы подчеркиваем способность человека воспринимать некие сигналы, послания из мира природы, а также способность самого человека выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию других видов живых существ. Понятие «общение» традиционно связано с межчеловеческими контактами. Однако М.С. Каган отмечает, что существует и такой вид общения, как иллюзорное, символическое [143]. Следовательно, необходимым условием общения с животными и растениями или лесом и рекой является наделение их свойствами партнера (субъекта). Общение с миром природы полностью соответствует процессу установления субъектсубъектных отношений. Такие отношения помогают душевному сближению человека с природой, призваны снимать психическое напряжение. Гуманистический опыт общения учащихся с природой развивает личностные способности к заботе, единению и родству. Эмоциональная связь с живыми существами способствует возникновению природоохранной этики, направляющей человека на минимизацию причинения вреда для других созданий [53]. Таким образом, способность каждого человека общаться с представителями мира природы обеспечивает формирование важнейшего условия охраны природы включения всех 114 |
196 природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход помогал учащимся глубже понять системность окружающего природного мира, «исследовательская» деятельность развивала и закрепляла познавательное отношение ребенка к миру, формировала аналитические способности в аспекте становления экологической культуры личности. Таким образом, применение экологических задач, дискуссий, тренингов, игр подводит учащихся к анализу и осмысливанию своего опыта по взаимодействию с окружающей природной и социоприродной средой, развивает рефлексивные способности, влияющие на повышение уровня их экологической культуры. В процессе осознания хрупкой ранимости природы, осмысления своего отношения к экологическим проблемам дети приходят к пониманию личной ответственности за ее сохранение. В экологическом воспитании учащихся необходимо также использовать приемы «вживания», принятия на себя роли другого человека, предмета или объекта природы, чтобы научиться чувствовать потребности другого существа и уважать их. «Вживанием в роль другого человека, животного, растения, по мнению М.М. Бахтина «видением изнутри» часто обладают дети младшего возраста, большинство из которых, взрослея, утрачивают эту способность» [20]. Применение метода «вживания» в данном контексте во все возрастные периоды будет способствовать закреплению умения «видения изнутри», развитию способности к эмпатии, которая выступает одним из критериев успешности развития экологической культуры учащихся. На основе вышеизложенного, мы определяем диалог как способ гуманистически-ориентированного освоения мира, играющий важ 197 ную роль в развитии экологической культуры личности, выделяя его образовательными формами экологическую игру и эколого-психологический тренинг. Экологическая игра как технология усвоения личного опыта учащихся взаимодействия с людьми, природой и самим собой Выражение «общение с природой» всегда несет положительную эмоциональную окраску, отображает установление особых психологических отношений между человеком и миром природы. Общение двусторонний процесс, а это значит, что, используя данное понятие, мы подчеркиваем способность человека воспринимать некие сигналы, послания из мира природы, а также способность самого человека выражать свои чувства и мысли способом, доступным пониманию других видов живых существ. Понятие «общение» традиционно связано с межчеловеческими контактами. Однако М.С.Каган отмечает, что существует и такой вид общения, как иллюзорное, символическое [124]. Следовательно, необходимым условием общения с животными и растениями или лесом и рекой является наделение их свойствами партнера (субъекта). Общение с миром природы полностью соответствует процессу установления субъект-субъектных отношений. Такие отношения помогают душевному сближению человека с природой, призваны снимать психическое напряжение. Гуманистический опыт общения учащихся с природой развивает личностные способности к заботе, единению и родству. Эмоциональная связь с живыми существами способствует возникновению природоохранной этики, направляющей человека на минимизацию причинения вреда для других созданий [343]. Таким образом, способность каждого человека общаться с представителями мира природы обеспечивает формирование важнейше |