мой понимают социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и & материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности. Процесс совершенствования экологической культуры педагога-эколога как система являет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (блоков), которые объединяются для реализации профессиональных и образовательных целей и задач. Данные подсистемы нашли отражеI ние в 3-х блоках разработанной в ходе диссертационного исследования экогуманистической модели совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра: структурно-функциональном, организационно-методическом и проектно-созидательном. Название модели отражает основную идею дополнительного экологического образования о том, что ядром экологической культуры личности является экогуманистическое мировоззрение система взглядов личности на объективный мир, основанная на целостном представлении о нем и на природоцентрическом и экоцентрическом подходах. Выделив в теоретической части исследования три уровня экогуманистического мировоззрения эмпирический, теоретический и методологический, отметим, что подлинное экогуманистическое мировоззрение формируется на третьем, методологическом уровне, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегающей деятельности. 1 блок модели структурно-функциональный блок экологической культуры личности включает ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-эстетический и операционально-деятельностный компоненты. Подробно они рассматривались в п. 1.2. диссертации, здесь же отметим, что ценностносмысловой компонент экологической культуры отражает ее гуманистическую, 159 |
19 цессу; научно-практическом руководстве создания учебно-воспитательной системы эколого-биологического центра и соответствующего методического обеспечения; разработке разноуровневых программ дополнительного экологического образования, ставших победителями всероссийских конкурсов (Москва, 1996, 2001). На защиту выносятся следующие положения: 1. Экологическая культура личности является компонентом общ ечеловеческой культуры, интегрирую щ им экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний, умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегающей деятельности. 2. Концептуальными основами развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования выступают: методологическая обусловленность развиваю щ их програм м идеями русского космизма, философии всеединства, универсальной этики и эволюционизма; структурирование целей развития экологической культуры исходя из сущности экогуманистического мировоззрения учащихся; интегральный подход к отбору, конструированию и реализации содержания дополнительного экологического образования учащихся на основе приоритета педагогических принципов: природои культуросообразности, гуманизации, гуманитаризации, дополнительности, вариативности, индивидуализации и регионализации: доминирование в созидательной деятельности учащихся эколого-развивающих форм и методов (микроисследования; детский 70 текающих в природных системах. К этому уровню учащиеся подходят на старшей ступени, когда сформирован достаточны й объем частнонаучных знаний и интеллектуальных умений. Подлинное экогуманистическое мировоззрение формируется на третьем, методологическом уровне, что связано с философским обобщением представлений о мире, человеке, его деятельности и тво рчестве, усвоением идеи всеединства и универсальной этики. Его становление происходит в процессе освоения таких предметных областей как естествознание, обществознание, философия, что в большинстве случаев выходит за рамки дополнительного образования. П роанализировав точки зрения разных исследователей, мы подошли к осмыслению сущности экологической культуры индивида. Экологическая культура личности является компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегаюшей деятельности. Обобщение приведенных выше взглядов ученых на экологическую культуру позволяет предположить, что она проникает во все сферы личности и области окружающей действительности, которые в свою очередь могут влиять на ее воспитание. Н.Ф . Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре все сферы сознания проявляются в разных областях действительности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной [57]. Приведенная позиция дает возможность сопоставить развитие экологической культуры индивида с развитием всех сфер психики человека в единстве эмоционально-ценностной, интеллектуальнопознавательной и волевой сторон. |