но-научный и технологический уровни методологического знания. Действительно, философские законы и принципы познания, общечеловеческие мировоззренческие идеи и парадигмы, согласование важнейших принципов экологического образования с общими дидактическими принципами, фундаментальными педагогическим законами и закономерностями, интегративный, междисциплинарный, аксиологический, системный подходы в экологическом образовании, раскрытие его внутренней природы и сущности, построение моделей экологического образования с учетом специфики образовательных учреждений, разработка положительных рекомендаций и образцов для возможности организации его другими людьми все эти уровни в структуре методологического знания нашли отражение в исследовании. Философский уровень методологии педагогики, представляющий одну из актуальных ее проблем, достаточно полно раскрывается в экологическом образовании. Для согласования ценностей культур мира, глобального партнерства и обеспечения экологической ответственности необходимо развитие экологической культуры, предполагающее такой способ жизнеобеспечения (производства и потребления), когда общество руководствуется системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм, формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле. Это опосредовано развитием культуры взаимодействия, предполагающей существование режима диалога между равноправными партнерами странами, народами, культурами, конфессиями; культуры поведения, связанной с ориентацией не на бесконечный рост производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию и качественное совершенствование; сохранением культурно-исторических традиций залога отражения результатов настоящей деятельности в горизонтах будущего; диалога культур, углублением взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, стратегией взаимосохранения и взаимоподдержания главными направлениями взаимодействия языков культуры науки, искусства, нравственности, религии и т. д. 210 |
59 пов, экономических механизмов, правовых норм, формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле; культура взаимодействия предполагает существование режима диалога между равноправными партнерами странами, народами, культурами, конфессиями; культура поведения связана с ориентацией не на бесконечный рост производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию и качественное совершенствование; сохранение культурно-исторических традиций залог отражения результатов настоящей деятельности в горизонтах будущего; диалог культур, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, стратегия взаимосохранения и взаимоподдерж ания главные направления взаимодействия языков культуры науки, искусства, нравственности, религии. В этом случае идеи экологического образования совпадают с новыми концептуальными подходами к реформированию российского образования, представлеными в Законе РФ «Об Образовании» [109]. Образовательная реформа и связанные с ней основополагающие документы предлагают более широкий взгляд на развитие образования в контексте решение цивилизационных проблем. И хотя в этих документах отсутствуют термины «экологическое образование» и «экологическая культура», решение образовательных задач переводится главным образом в плоскость формирования нового типа личностного мировоззрения, отличного от технократического. Образовательная реформа знаменует отказ от доминирования технократической парадигмы в образовании, свидетельствует о возрождении культурологических традиций и наполнении их новым |