Во имя сохранения биосферы всем обитателям нашей планеты необходимо кардинально изменить менталитет, стиль и качественные показатели жизни, систему ценностей и структуру потребностей, переориентировать их в сторону духовности. Сегодня правомерно говорить о возможности формирования экогуманистической парадигмы развития цивилизации, переход к которой связан, главным образом, с формированием новой личности, нового мировоззрения, новой культуры, новых образцов взаимодействия с природой. Это требует перестройки структуры и содержания всех подсистем общества и, прежде всего, образования как основы устойчивого социокультурного развития цивилизации. Традиционный научный подход к изучению экологических проблем не соответствует современным научным, культурным, философским представлениям об устройстве мироздания и взаимодействии Человека и Природы. Кроме того, понимание экологического образования как некой части образования общего, содержательно исчерпываемого учебным предметом «Экология», факультативами экологической направленности и экологизацией естественнонаучных дисциплин, оказалось непродуктивным. Педагогическая действительность убедительно показала тщетность попыток формирования экологической культуры только за счет обозначенных мер. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами в экологическом образовании выполняет аксиологический или ценностный подход, выступающий одновременно своеобразным «мостом» между теорией и практикой, гуманизацией (приближение к личности человека, осознание ее как высшей ценности) и гуманитаризацией (приближение к общественному бытию, осознание культурных и общечеловеческих ценностей), личностью и обществом. Аксиологический подход в экологическом образовании реализуется через равноправие философских идей (русский космизм, ноосферная теория Вернадского и др.), новую стратегию развития цивилизации, связанную с экогуманитарной парадигмой, гуманизацией общественного сознания, приоритетностью духовных ценностей, повышением уровня развития экологической культуры человечества. Эколо211 |
вилизационно-экологического мышления, определяющего отнош ения человеческого общества с природой и окружающим миром, исходя из требований экологического императива. Выполнение каж дым человеком императивных экологических предписаний возможно в случае принятия принципа коэволюционного единства природы и общества смыслообразующей основой построения своей деятельности. Н овая стратегия развития цивилизации связывается с экогуманитарной парадигмой, гуманизацией общественного сознания, приоритетностью духовных ценностей, повышением уровня развития экологической культуры человечества. Экологическая культура в узком смысле определяется как рациональное природопользование. В широком смысле данное понятие составляет новое содержание общечеловеческой культуры, основанное на приоритете универсальных ценностей Земля, П рирода, Жизнь, Человек, Здоровье. Экологическая культура, проявляясь в системе ценностных ориентаций и мотивируя экологически обоснованное поведение, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой. Важнейшим социальным институтом, формирующим экологическую культуру и совершенствующим механизмы ее наследования, является система дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования, интегрируя базовое и дополнительное образование, обладают значительным потенциалом экологического развития личности, способной воспринимать и осуществлять в своей жизнедеятельности идеи коэволюции природы и общества, ориентированной на непрерывное творческое саморазвитие, способной не только адаптироваться к быстроменяющимся цивилизационным условиям, но и обеспечивать приоритет экогуманистических ценностей в системе «человек общество природа». 46 казатели жизни, систему ценностей и структуру потребностей, переориентировать их в сторону духовности. Сегодня правомерно говорить о возможности формирования экогуманистической парадигмы развития цивилизации, переход к которой связан, главным образом, с формированием новой личности, нового мировоззрения, новой культуры, новых образцов взаимодействия с природой. Это требует перестройки структуры и содержания всех подсистем общества и, прежде всего, образования как основы устойчивого социокультурного развития цивилизации [35, 43, 64-66, 83, 95, 130, 140, 157, 158, 180, 205]. В шестидесятые годы в педагогической науке начинают формироваться подходы к становлению раздела экологического образования, выдвигающего своей задачей развитие нового общ епланетарного сознания как отдельной личности, так и человеческого сообщества в целом. Эти идеи прочно вошли в сознание мировой педагогической общественности, о чем свидетельствуют международные и межгосударственные документы, законодательные акты, м ногочисленные документы комиссий Ю Н ЕСКО Ю Н ЕП , материалы и резолюции международных конференций и рабочих совещаний, благодаря которы м экологическое образование стало объектом международного сотрудничества. Важными этапами формирования обозначенной научно-педагогической сферы стали Международное рабочее совещание по проблемам образования в области окружающей среды (Невада, 1970), обозначившее новые подходы к трактовке и принципам разработки содержания экологического образования и М еждународная конференция в Стокгольме (1972), где в рамках межправительственных структур была создана М еждународная програм м а по вопросам окружающей среды (Ю НЕП), получившая юридические полном очия. 57 проблемам экологического образования посвящено огромное количество исследований методологического и теоретического характера (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Н.Н. Моисеев, Л.П. Симонова Салеева, И.Т. Суравегина и др.). Обширная литература посвящена изучению частнометодических вопросов экологического образования (Е.А. Бабакова, Н.Ф. Винокурова, Н.В. Добрецова, А.Н. Захлебный, JI.B. Моисеева, З.И. Тюмасева и др.). Проблемы экологического образования и воспитания во внеклассной и внеурочной деятельности нашли свое развитие в трудах А.Н. АутлевоЙ, А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой и др. Достаточно большой комплекс работ связан с подготовкой учителя к организации экологической деятельности детей (С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Г.П. Сикорская и др.). Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, экологизация российского образования происходит достаточно бессистемно. До настоящего времени в России, равно как и в большинстве ее регионов, отсутствует единая политика в области экологического образования, обозначены лишь контуры и отдельные ведущие идеи единой государственной системы непрерывного экологического образования. Кроме того, понимание экологического образования как некой части образования общего, содержательно исчерпываемого учебным предметом «Экология», факультативами экологической н аправленности и экологизацией естественнонаучных дисциплин, оказалось непродуктивным. Ш кольная действительность убедительно показала тщетность попыток формирования экологической культуры учащихся только за счет обозначенных мер. Однако педагоги |