Диалогические технологии используют диалог как способ гуманистически-ориентированного освоения мира, играющий важную роль в развитии экологической культуры личности, выделяя его образовательными формами экологическую игру (соревновательная, ролевая и имитационная) и экологопсихологический тренинг (анализ собственного взаимодействия с природой; упражнения на развитие навыков эмпатического общения, решение экологических дилемм). Диалогические технологии способствуют: развитию эмпатии, рефлексии, коррекции восприятия учащимися мира природы в аспекте личностного самоопределения, становлению экоцентрического мировоззрения, приобретению социально-экологического опыта, развитию творческого подхода к принятию конструктивных решений экологических противоречий. Многомерный диалог эколого-образовательных систем позволяет создать единое информационное пространство для сотрудничества образовательных учреждений различного типа, достижения многоаспектности сочетания взаимных интересов. Диалог учреждений дополнительного образования детей и школы, построенный на основе экологического образования, предполагает реализацию благоприятного взаимодействия личности (ребенка, учителя, педагога дополнительного образования и т.д.) не только с социумом, но и с природной средой в контексте коэволюции общества и природы, устойчивого развития биосферы. В «единстве многообразия» жизнедеятельность образовательных учреждений становится более насыщенной, привлекательной с точки зрения своей полифункциональности, что сближает теорию и практику экологического образования, способствует созданию условий осознанного личного участия воспитанников в улучшении экологической ситуации, открывает перспективы профессионального развития педагогов. Кардинальным отличием данных технологий от традиционно применяемых является центрация не на трансляцию педагогом определенного объема знаний, а на развитие природоориентированного мировоззрения учащихся путем переживаемого осознания внутренней взаимосвязи с природой, которое подкрепляется необходимым объемом теоретического знания законов эколо225 |
174 Кардинальным отличием данных технологий от традиционно применяемых является центрация не на трансляции педагогом определенного объема знаний, а на развитии природоориентированного мировоззрения учащихся путем переживаемого осознания внутренней взаимосвязи с природой, которое подкрепляется необходимым объемом теоретического знания законов экологии. Подобный подход позволяет перевести получаемые знания из разряда личностно-невостребованных (нейтральных) в разряд личностно-необходимых (значимых). О собенности влияния прикладны х эколого-образовательны х технологий на развитие экологической культуры учащихся мы рассмотрим в данной главе. 3.1. Технологии «погружения учащихся в природную среду» Экогуманистичсская модель развития экологической культуры учащихся базируется на следующих педагогических технологиях дополнительного экологического образования: экологический мониторинг как технология системной деятельности; контекстное взаимодействие в социоприродном окружении; -акустическое освоение мира природы [226]. Все перечисленные варианты технологий организации педагогического процесса используются для развития экологической культуры учащихся, их личностного самоопределения в мире природы и непосредственном социоприродном окружении. Понятия «мир природы» и «социоприродное окружение» имеют разностное смысловое значение. В первом случае подчеркивается самоценность природы и ребенок подводится к эмоционально-эстетическому, чувственному ее восприятию, во втором доминирует 217 организация совместных природоохранных акций; предоставление школе условий для творческого развития детей, их самореализации на основе свободы выбора дополнительных образовательных услуг; апробация программ дополнительного экологического образования, разработанных как педагогами школы, так и сотрудниками центра; организация общих полевых практик, экспедиций, лагерей для учащихся и воспитанников; совместный «выход» в микросоциум для реализации задач практической экологической деятельности; объединенные усилия познания природной среды через детский экологический мониторинг; развитие единого информационного пространства, реализация взаимных интересов в стратегии развития экологической культуры учащихся; формирование природоориентированной картины мира участников совместного взаимодействия. Определенные нами принципы отношения учреждений дополнительного образования детей и школы по своей сути оказываются диалогичными в точном смысле этого понятия, подразумевающего полноправие «собеседника» (В.И. Вернадский). «Устанавливается контакт, который не устраняет ни своей самостоятельности, своеобразия. уверенности, свободы, порождая духовное единство, некое «единство многообразия» [56, с.404]. В «единстве многообразия» жизнедеятельность образовательных учреждений становится более насыщенной, привлекательной с точки зрения своей полифункциональности, что сближает теорию и практику экологического образования, способствует созданию ус 218 ловий осознанного личного участия воспитанников в улучшении экологической ситуации, открывает перспективы профессионального развития педагогов. Кроме того, при указанном взаимодействии усиливается культурологический компонент экологического обучения и воспитания, создаются условия для широкого общения, взаимной помощи, развиваются коммуникативные качества личности. В процессе многомерного диалога происходит взаимное обогащение опытом культуры обеих структурных единиц, способствуя становлению единой модели духовно-творческого преобразования и обретения идентичности каждым субъектом взаимодействия. С овместная реализация задач экообразования снимает ряд возникающих противоречий на уровне социокультурной и индивидуальной педагогической детерминации. Диалог учреждений дополнительного образования детей и ш колы, рассматриваемый нами на основе экологического образования, предполагает реализацию благоприятного взаимодействия личности (ребенка, учителя, педагога дополнительного образования и т.д.) не только с социумом, но и с природной средой в контексте коэволюции общества и природы, устойчивого развития биосферы. Следовательно. данная технология строится не только на совместной деятельности образовательных субъектов с социокультурной средой, но и средой природной, определяя тем самым исходную диалогичность взаимоотношений социального мира с миром природы и культурой. Для определения эффективности взаимодействия необходимо не только наметить общие принципы взаимоотношений, но и обозначить признаки совместного процесса, определить основные поведенческие стратегии участников, формы и позиции субъектов деятельности. |