Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 23]

разование признается смыслообразующим фактором образовательной стратегии, направленной на решение задачи воспитания гражданина Вселенной, несущего ответственность за жизнь на Земле [325].
Идея всеединства и гармонизация развития человека и природы исходя из базовых императивов философского учения русских космистов может выступать на современном этапе методологической основой развития экологической культуры личности.
Логическим продолжением данного течения является концепция биосферы и ноосферы В.И.
Вернадского, ключевым положением которой является положение о единстве природы и человека
[62, с.
55].
Огромен и конкретен вклад В.И.
Вернадского в разработку методологии развития экологической культуры личности.
Его мысли, предчувствия, работы связаны с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной.
Идеи В.И.
Вернадского о живом веществе, о космической жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу корнями уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX начала XX в.
философскую традицию осмысления явления Жизни и задач человека как вершинного ее порождения.
Ноосфера (гр.
noos ум, разум + сфера) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития [60].
Изучая биосферу и механизмы ее эволюции, В.И.
Вернадский подчеркивал, что живое вещество это не совокупность отдельных
видов, а некоторая целостная система, составляющая ее ничтожную часть и одновременно определяющая все основные особенности ее развития.
Все ступени изменения человеческой цивилизации, культуры рассматриваются им в качестве единого процесса эволюции планеты
[там же].
В концепции о биосфере и ноосфере ученым была обоснована ответственность человека за будущее Земли.
Человек, впервые поняв, что он житель планеты, может и должен мыслить и действовать в новом планетарном аспекте.

В.И.
Вернадский считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума ноосферу.
[стр. 28]

28 воспитания гражданина Вселенной, несущего ответственность за жизнь на Земле.
В контексте данного исследования рассмотрение генезиса взглядов на сущность человека с позиций его единства с природой связано с одной из современных концепций, которая наиболее полно отражает попытку осмыслить целостность человеческого бытия это «полюсно-полевая» теория существования человека B.C.
Шубинского, уточненная Л.Н.
Куликовой, которая определяет человеческого индивида как единое био-психо-социо-культуро-этно-природно-космическое существо [156, 319].
Необходимость процесса развития экологической культуры человека в аспекте гармонизации отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой, как частью природы, вытекает из его единой биосоциальной сущности.
В данном контексте мы рассматриваем экологическую культуру как способ обретения личностью утрачиваемого единства с природой.
Идея всеединства и гармонизация развития человека и природы исходя из базовых императивов философского учения русских космистов может выступать на современном этапе методологической основой развития экологической культуры личности.
Логическим продолжением данного течения является концепция биосферы и ноосферы В.И.
Вернадского, ключевым положением которой является положение о единстве природы и человека
[55].
Понятие «ноосфера сфера разума», было введено Э.
Лсруа (1927) и П.
Тейяром де Ш арденом (1930) на основе понятий биосферы и живого вещества, разработаных В.И.
Вернадским, принявшим и развившим впоследствии идею ноосферы.
Русским ученым практически был создан новый тип естествознания [55].
Изучая биосферу и механизмы ее эволюции, В,И .Вернадский подчеркивал, что живое вещество это не совокупность отдельных


[стр.,29]

29 видов, а некоторая целостная система, составляющая ее ничтожнз'Ю часть и, одновременно определяющая все основные особенности ее развития.
Все ступени изменения человеческой цивилизации, культуры рассматриваются им в качестве единого процесса эволюции планеты
[55, 56].
В концепции о биосфере и ноосфере ученым была обоснована ответственность человека за будущее Земли.
Человек, впервые поняв, что он житель планеты, может и должен мыслить и действовать в новом планетарном аспекте
[55].
В.И.
Вернадский считал, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума ноосферу.

Развитие окружающей среды и человеческого общества станет осуществляться неразрывно, начнется эпоха совместной эволюции, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон.
В разработке методологии развития экологической культуры личности наиболее значимой является утверждение ученого о том, что сущность человеческой нравственности заключается в ответственности, а экологическое сознание широко проникает во все сферы действительности, включая гармоничное взаимодействие человека с природой и гуманные отношения между людьми.
Анализ философии русского космизма, концепции ноосферы В.И.
Вернадского позволяет предположить, что процесс развития личности является по своей сути социокультурным, включающим не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство человека, социума и окружающей природной среды.
На основе этих идей строится понимание современными учеными коэволюционных тенденций которые, по мнению В.И.
Вернадс

[Back]