В разработке методологии развития экологической культуры личности наиболее значимой является утверждение В.И. Вернадского о том, что сущность человеческой нравственности заключается в ответственности, а экологическое сознание широко проникает во все сферы действительности, включая гармоничное взаимодействие человека с природой и гуманные отношения между людьми [59, с. 55]. Обосновав необходимость экогуманистического развития личности как важнейшего условия существования и дальнейшей эволюции цивилизации, показав, что идея коэволюционного развития общества и природы сегодня особо актуальна, рассмотрим вопрос о путях их согласованного взаимодействия. Решение обозначенной проблемы видится в целостном изменении мировоззрения современного человека от антропоцентрического к экоцентрическому типу, в развитии его экологического сознания. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, \ экологическое сознание [188, с. 10]. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначают совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [31, 47, 57]. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Рассмотрим подробнее основные типы экологического сознания. Так, одним из них является антропоцентрический тип экологического сознания. Многие исследователи считают, что можно говорить о принципиальных различиях между «западными» и «восточными» обществами. Логика исторического развития «западной» цивилизации, развития ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая «парадигма человеческой исключительности» (Human Exceptiona-lism Paradigm), которая определяет самые различные аспекты мировоззрения. |
полностью сняты внешние причины, препятствующие научению (развитию способностей), стоящие на пути развития ребенка, поскольку не школьник приспосабливается к учреждению, а учреждение приспосабливается к нему. «Только в этом случае, образование может в полной мере стать фактором развития личности» [283, с. 18]. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначают совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [71]. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Рассмотрим подробнее основные типы экологического сознания. Так, одним из них является антропоцентрический тип экологического сознания. Многие исследователи считают, что можно говорить о принципиальных различиях между «западными» и «восточными» обществами. Логика исторического развития «западной» цивилизации, развития ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая «парадигма человеческой исключительности» (Human Exceptionalism Paradigm), которая определяет самые различие аспекты мировоззрения. Для нее характерны антропоцентризм (греч. anthropos человек + kentron центр), антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах: поскольку, кроме генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследованием, человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует; 44 |