Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 27]

Для нее характерны антропоцентризм (грен, anthropos человек + kentron центр), антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах: поскольку, кроме генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследованием, человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует; именно социальные и культурные, а не биофизические факторы окружающей среды являются главными факторами, обусловливающими деятельность человека: человек живет в социальном, а не в природном контексте; технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы, так или иначе, принципиально разрешимы.
В сфере экологического сознания «парадигма человеческой исключительности» предстает как «парадигма человеческой освобожденности» (Human
Exemptionalism Paradigm), освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям.
Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет человек.
Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред антиценно.
Природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право;
в иерархической картине мира на вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека.
Мир людей противопоставлен миру природы; целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, пищевых, научных и т.д., получение определенного «полезного продукта».
Сущность его выражается словом «использование».

27
[стр. 45]

полностью сняты внешние причины, препятствующие научению (развитию способностей), стоящие на пути развития ребенка, поскольку не школьник приспосабливается к учреждению, а учреждение приспосабливается к нему.
«Только в этом случае, образование может в полной мере стать фактором развития личности» [283, с.
18].
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой, и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание.
Термином «экологическое сознание» традиционно обозначают совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [71].
Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.
Рассмотрим подробнее основные типы экологического сознания.
Так, одним из них является антропоцентрический тип экологического сознания.
Многие исследователи считают, что можно говорить о принципиальных различиях между «западными» и «восточными» обществами.
Логика исторического развития «западной» цивилизации, развития ее отношений с окружающим миром оказалась такова, что в общественном сознании прочно утвердилась так называемая «парадигма человеческой исключительности» (Human Exceptionalism Paradigm), которая определяет самые различие аспекты мировоззрения.
Для нее характерны антропоцентризм (греч.
anthropos человек + kentron центр), антиэкологизм и социальный оптимизм, которые выражаются в следующих постулатах: поскольку, кроме генетической наследственности, люди обладают также и культурным наследованием, человек принципиально отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует;
44

[стр.,46]

именно социальные и культурные, а не биофизические факторы окружающей среды являются главными факторами, обусловливающими деятельность человека: человек живет в социальном, а не в природном контексте; технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы, так или иначе, принципиально разрешимы.
В сфере экологического сознания «парадигма человеческой исключительности» предстает как «парадигма человеческой освобожденности» (Human
Exemptionaiism Paradigm) освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям.
Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет человек.
Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред антиценно.
Природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право;
иерархическая картина мира.
На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека.
Мир людей противопоставлен миру природы; целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, пищевых, научных и т.д., получение определенного «полезного продукта».
Сущность его выражается словом «использование».

Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».
Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который 45

[Back]