Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 28]

Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».
Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который
должен быть подчинен процессу развития человека.
Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; во-вторых, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; в-третьих, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней
[170, 199].
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д.
Даже в образовательных системах учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т.п.
Антропоцентрическая парадигма мышления настолько глубоко проникла в современное сознание, что проявляется даже у людей профессионально и на самом высоком уровне занимающихся охраной природы.
Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, в качестве цели своей деятельности провозглашает следующее: «Сохраним мир животных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться».
Часто необходимость сохранения существующих видов животных и растений обосновывается тем, что будущие поколения, может быть, еще придумают, как их можно использовать в своих целях.
Антропоцентрический тип экологиче
[стр. 46]

именно социальные и культурные, а не биофизические факторы окружающей среды являются главными факторами, обусловливающими деятельность человека: человек живет в социальном, а не в природном контексте; технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы, так или иначе, принципиально разрешимы.
В сфере экологического сознания «парадигма человеческой исключительности» предстает как «парадигма человеческой освобожденности» (Human Exemptionaiism Paradigm) освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям.
Базирующееся на ней «западное» экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет человек.
Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред антиценно.
Природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право; иерархическая картина мира.
На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека.
Мир людей противопоставлен миру природы; целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, пищевых, научных и т.д., получение определенного «полезного продукта».
Сущность его выражается словом «использование».
Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда».
Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который
45

[стр.,47]

должен быть подчинен процессу развития человека.
Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; во-вторых, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; в-третьих, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней
[67].
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д.
Даже в образовательных системах учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т.п.
Антропоцентрическая парадигма мышления настолько глубоко проникла в современное сознание, что проявляется даже у людей профессионально и на самом высоком уровне занимающихся охраной природы.
Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, в качестве цели своей деятельности провозглашает следующее: «Сохраним мир животных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться».
Часто необходимость сохранения существующих видов животных и растений обосновывается тем, что будущие поколения, может быть, еще придумают, как их можно использовать в своих целях.
Антропоцентрический тип экологического
сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться.
По данным одного из исследований, порядка 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира: как говорится, катастрофа должна произойти, чтобы доказать, что она вообще возможна.
46

[стр.,50]

Базирующееся на «новой инвайронментальной парадигме» экологическое сознание, в целом, может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.
Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества; отказ от иерархической картины мира; человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе; мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействие на природу сменяется взаимодействием; характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы; развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленно49

[Back]