Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 29]

ского сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться.
По данным одного из исследований, порядка 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира: как говорится, катастрофа должна произойти, чтобы доказать, что она вообще возможна
[170].
В данном контексте, экологический кризис это действительно «кризис в головах», а не только порождение научно-технического прогресса.
Его истоки уходят в глубь веков, к тем временам, когда человек противопоставил себя природе: люди и раньше, не задумываясь, разрушали природу, но вырубленные леса успевали вырастать, загрязненные озера самоочищались, место убитых зверей занимало их потомство.
В XX в.
количественные изменения просто превратились в качественные
[31, с.
23].
Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания экоцентрический тип экологического сознания
[137, с.
4-8].
70-е годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену «веку изобилия» постепенно начинает приходить «век постизобилия».
Почти четыре столетия экстенсивного развития западной цивилизации создали иллюзию того, что такое развитие может продолжаться бесконечно.
Она была обусловлена двумя факторами: колонизацией второго полушария и созданием новых технологий добычи топлива и энергоресурсов.
До этого времени экологические ограничения человеческой деятельности практически не давали о себе знать.
Но к
70-м годам стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни.
Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индустриальной, энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы.
Возникшая в конце
20-х начале 30-х годов в СШЛ под впечатлением «великой депрессии» идея пределов роста стала находить все больше и больше
[стр. 47]

должен быть подчинен процессу развития человека.
Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
Таким образом, антропоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; во-вторых, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; в-третьих, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней [67].
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д.
Даже в образовательных системах учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т.п.
Антропоцентрическая парадигма мышления настолько глубоко проникла в современное сознание, что проявляется даже у людей профессионально и на самом высоком уровне занимающихся охраной природы.
Например, Всемирный фонд дикой природы, действительно много сделавший для сохранения редких животных, в качестве цели своей деятельности провозглашает следующее: «Сохраним мир животных, чтобы и наши потомки могли ему радоваться».
Часто необходимость сохранения существующих видов животных и растений обосновывается тем, что будущие поколения, может быть, еще придумают, как их можно использовать в своих целях.
Антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться.
По данным одного из исследований, порядка 90% читателей газет просто избегают статей об экологических проблемах, поскольку они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира: как говорится, катастрофа должна произойти, чтобы доказать, что она вообще возможна.

46

[стр.,48]

Таким образом, экологический кризис это действительно «кризис в головах», а не только порождение научно-технического прогресса.
Его истоки уходят в глубь веков, к тем временам, когда человек противопоставил себя природе: люди и раньше, не задумываясь, разрушали природу, но вырубленные леса успевали вырастать, загрязненные озера самоочищались, место убитых зверей занимало их потомство.
В XX в.
количественные изменения просто превратились в качественные
[70].
Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания экоцентрический тип экологического сознания
70-е годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену «веку изобилия» постепенно начинает приходить «век постизобилия».
Почти четыре столетия экстенсивного развития западной цивилизации создали иллюзию того, что такое развитие может продолжаться бесконечно.
Она была обусловлена двумя факторами: колонизацией второго полушария и созданием новых технологий добычи топлива и энергоресурсов.
До этого времени экологические ограничения человеческой деятельности практически не давали о себе знать.
Но к
70-ым годам стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни.
Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индустриальной, энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы.
Возникшая в конце
20-ых начале 30-х годов в США под впечатлением «великой депрессии» идея пределов роста стала находить все больше и больше сторонников.
В соответствии с ней центральной для дальнейшего развития цивилизации станет проблема «экологического дефицита».
Специалисты но экологической социологии предсказывают, что картина ожидаемого человечеством будущего существенно разойдется с реальностью.
47

[Back]