Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 30]

сторонников.
В соответствии с ней центральной для дальнейшего развития цивилизации станет проблема «экологического дефицита»
[179].
Специалисты по экологической социологии предсказывают, что картина ожидаемого человечеством будущего существенно разойдется с реальностью.
«Экологический дефицит», ограничив доступ людей к базе жизнеобеспечения, причем в глобальных масштабах, вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя» или «спасайся, кто может».
Неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы, приведет к разрыву групповых связей, девальвации нравственных ценностей.
Нарастание контраста между «ожидаемым будущим» и реальностью, помноженное на вероятность насильственного решения проблемы перераспределения природных ресурсов, может привести к революциям и мировым войнам (постоянная напряженная ситуация и военные конфликты на Ближнем Востоке, источником которых является борьба за контроль над нефтедобычей, подтверждение правильности таких прогнозов).
Все это с неизбежностью поставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой
[47, с.
18].
Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой «новой инвайронментальной парадигмы» (New Environmental Paradigm), для которой характеры следующие постулаты: хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему; человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями с окружающим миром, которые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте;
[стр. 48]

Таким образом, экологический кризис это действительно «кризис в головах», а не только порождение научно-технического прогресса.
Его истоки уходят в глубь веков, к тем временам, когда человек противопоставил себя природе: люди и раньше, не задумываясь, разрушали природу, но вырубленные леса успевали вырастать, загрязненные озера самоочищались, место убитых зверей занимало их потомство.
В XX в.
количественные изменения просто превратились в качественные [70].
Для преодоления экологического кризиса необходимо новое видение мира, новый тип экологического сознания экоцентрический тип экологического сознания 70-е годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного общественного экологического сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену «веку изобилия» постепенно начинает приходить «век постизобилия».
Почти четыре столетия экстенсивного развития западной цивилизации создали иллюзию того, что такое развитие может продолжаться бесконечно.
Она была обусловлена двумя факторами: колонизацией второго полушария и созданием новых технологий добычи топлива и энергоресурсов.
До этого времени экологические ограничения человеческой деятельности практически не давали о себе знать.
Но к 70-ым годам стало наблюдаться существенное замедление прогресса во всех областях общественной жизни.
Это было связано, в первую очередь, с ростом цен на энергоносители во время «нефтяного кризиса», что для современной индустриальной, энергоемкой цивилизации являлось сигналом приближающейся катастрофы.
Возникшая в конце 20-ых начале 30-х годов в США под впечатлением «великой депрессии» идея пределов роста стала находить все больше и больше сторонников.
В соответствии с ней центральной для дальнейшего развития цивилизации станет проблема «экологического дефицита».

Специалисты но экологической социологии предсказывают, что картина ожидаемого человечеством будущего существенно разойдется с реальностью.
47

[стр.,49]

«Экологический дефицит», ограничив доступ людей к базе жизнеобеспечения, причем в глобальных масштабах, вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя» или «спасайся, кто может».
Неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы, приведет к разрыву групповых связей, девальвации нравственных ценностей.
Нарастание контраста между «ожидаемым будущим» и реальностью, помноженное на вероятность насильственного решения проблемы перераспределения природных ресурсов, может привести к революциям и мировым войнам (постоянная напряженная ситуация и военные конфликты на Ближнем Востоке, источником которых является борьба за контроль над нефтедобычей, подтверждение правильности таких прогнозов).
Все это с неизбежностью поставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой.

Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой «новой инвайронментальной парадигмы» (New Environmental Paradigm), для которой характеры следующие постулаты: хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему; человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями с окружающим миром, которые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте;
хотя интеллект человека позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
48

[Back]