Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 31]

хотя интеллект человека позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
Базирующееся на «новой инвайронментальной парадигме» экологическое сознание, в целом, может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.
Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества; отказ от иерархической картины мира; человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум,ч наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе; мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействие на природу сменяется взаимодействием; характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы; развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
[стр. 49]

«Экологический дефицит», ограничив доступ людей к базе жизнеобеспечения, причем в глобальных масштабах, вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя» или «спасайся, кто может».
Неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы, приведет к разрыву групповых связей, девальвации нравственных ценностей.
Нарастание контраста между «ожидаемым будущим» и реальностью, помноженное на вероятность насильственного решения проблемы перераспределения природных ресурсов, может привести к революциям и мировым войнам (постоянная напряженная ситуация и военные конфликты на Ближнем Востоке, источником которых является борьба за контроль над нефтедобычей, подтверждение правильности таких прогнозов).
Все это с неизбежностью поставило вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой.
Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой «новой инвайронментальной парадигмы» (New Environmental Paradigm), для которой характеры следующие постулаты: хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему; человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями с окружающим миром, которые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте; хотя интеллект человека позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
48

[стр.,50]

Базирующееся на «новой инвайронментальной парадигме» экологическое сознание, в целом, может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.
Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества; отказ от иерархической картины мира; человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе; мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействие на природу сменяется взаимодействием; характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы; развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленно49

[Back]