Проверяемый текст
Шаронова, Юлия Александровна; Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования (Диссертация 2006)
[стр. 32]

Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [47].
Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе.

Если антропоцентрический его тип способствует разработке планов поворота северных рек, то экоцентрический строительству на европейских автомобильных магистралях специальных направляющих бортиков и подземных переходов в виде труб, чтобы лягушки могли безопасно мигрировать с одной стороны дороги на другую.
И дело не в финансовом благополучии тех стран, где создаются такие переходы,
а в том, что проектировщику с антропоцентрическим типом экологического сознания такое просто не придет в голову и он воспринимает это как экзотику или курьез, а не как естественную норму [170].
Экоцентрический тип экологического сознания представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Коперником сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую.
Как тогда Земля потеряла статус центра Вселенной и его заняло Солнце, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив»
[88,367].
В контексте настоящего исследования рассмотрение генезиса взглядов на сущность человека с позиций его единства с природой связано с одной из современных концепций, которая наиболее полно отражает попытку осмыслить целостность человеческого бытия это «полюсно-полевая» теория существования человека B.C.
Шубинского, уточненная Л.Н.
Куликовой, которая определяет человеческого индивида как единое био-психо-социо-культуро-этноприродно-космическое существо [цит.
по 93, с.
124].
[стр. 50]

Базирующееся на «новой инвайронментальной парадигме» экологическое сознание, в целом, может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности: высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы.
Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества; отказ от иерархической картины мира; человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе; мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы; целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействие на природу сменяется взаимодействием; характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие; природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком; этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы; развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства; деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны: во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие
противопоставленно49

[стр.,51]

сти человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Новое экологическое сознание кардинальным образом меняет поведение людей по отношению к природе
[33].
Если антропоцентрический его тип способствует разработке планов поворота северных рек, то экоцентрический строительству на европейских автомобильных магистралях специальных направляющих бортиков и подземных переходов в виде труб, чтобы лягушки могли безопасно мигрировать с одной стороны дороги на другую.
И дело не в финансовом благополучии тех стран, где создаются такие переходы
для лягушек (на отсутствие денег на охрану природы жалуются везде), дело в том, что проектировщику, у которого сформировался антропоцентрический тип экологического сознания, такое просто не придет в голову, а когда он узнает, что его коллеги делают подобные переходы, он воспринимает это как экзотику или курьез, а не как естественную норму.
Экоцентрический тип экологического сознания представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Коперником сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую.
Как тогда Земля потеряла статус центра Вселенной и его заняло Солнце, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив»
[71].
Таким образом, мы рассмотрели цели и задачи, миссии и стратегии, функции и идеи, принципы, а так же основные направления и подходы, формы и методы экологического образования в системе дополнительного образования детей, что составляет теоретико-методологическую основу экологического образования в условиях дополнительного образования детей.
50

[Back]