Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 33]

Необходимость процесса развития экологической культуры человека в аспекте гармонизации отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой, как частью природы, вытекает из его единой биосоциальной сущности.
В данном контексте
можно рассматривать экологическую культуру как способ обретения личностью утрачиваемого единства с природой [179, с.
32].
Анализируя существующие противоречия между человеком и окружающей средой, А.
Печчеи пересматривает содержание целей и критериев развития, основания системы ценностей современной цивилизации с точки зрения
перемещения акцента от потребительского отношения к природе к самосозиданию и культурному совершенствованию [цит.
по 67].
В период обострения не только экологических, но и нравственных проблем, весьма актуальной становится мысль
H.A.
Бердяева о том, что «если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни»
[цит.
по 327].
H.H.
Моисеев, раскрывая идеи коэволюции, указывает на необходимость созидания новой нравственности и
неукS лонного следования ей в повседневной жизни, раскрывает особенности взаимоотношений между человеком и природой, базирующихся на новой культуре [208].
Согласно этим взглядам, спасение цивилизации видится в приоритетном развитии духовных потребностей человека и качественном изменении его отношения к природе от потребительского к созидательному, причем ведущая роль в этом процессе принадлежит экологической культуре личности.
Человек составная и неотъемлемая часть Природы, существо, включенное в многообразие жизни, соотносящееся с другими частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимозависимости.
Взгляды великого ученого XX века А.
Швейцера близки позиции сторонников современного западного философского течения «углубленная экология»,
порывающего с антропоцентризмом.
Ученый подчеркивает, что смысл человеческого бытия заключается в естественной связи с миром, которую необходимо сделать духовной, и обосновывает постулат о благоговении перед любым про
[стр. 28]

28 воспитания гражданина Вселенной, несущего ответственность за жизнь на Земле.
В контексте данного исследования рассмотрение генезиса взглядов на сущность человека с позиций его единства с природой связано с одной из современных концепций, которая наиболее полно отражает попытку осмыслить целостность человеческого бытия это «полюсно-полевая» теория существования человека B.C.
Шубинского, уточненная Л.Н.
Куликовой, которая определяет человеческого индивида как единое био-психо-социо-культуро-этно-природно-космическое существо [156, 319].
Необходимость процесса развития экологической культуры человека в аспекте гармонизации отношений с окружающим миром, другими людьми и самим собой, как частью природы, вытекает из его единой биосоциальной сущности.
В данном контексте
мы рассматриваем экологическую культуру как способ обретения личностью утрачиваемого единства с природой.
Идея всеединства и гармонизация развития человека и природы исходя из базовых императивов философского учения русских космистов может выступать на современном этапе методологической основой развития экологической культуры личности.
Логическим продолжением данного течения является концепция биосферы и ноосферы В.И.
Вернадского, ключевым положением которой является положение о единстве природы и человека [55].
Понятие «ноосфера сфера разума», было введено Э.
Лсруа (1927) и П.
Тейяром де Ш арденом (1930) на основе понятий биосферы и живого вещества, разработаных В.И.
Вернадским, принявшим и развившим впоследствии идею ноосферы.
Русским ученым практически был создан новый тип естествознания [55].
Изучая биосферу и механизмы ее эволюции, В,И .Вернадский подчеркивал, что живое вещество это не совокупность отдельных

[стр.,30]

кого, Н.Н.
Моисеева, А.Д.
Урсула, Б.В.
Сочавы, А.И.
Субетто должны направляться разумом человека с целью согласованного развития общества и природы.
Новый тип взаимодействия в системе «человек природа общество», к которому должно стремиться человечество, понимается как «коэволюция человечества и природы» [181]: «эволюционный гуманизм» [307]; «природа знает лучше» [143]; «экоцивилизация на базе общественного интеллекта и образовательного общества» [238]; «принцип биосферосовместимости и культуросохранности» [55] и др.
Обосновав необходимость экогуманистического развития личности как важнейшего условия существования и дальнейшей эволюции цивилизации, показав, что идея коэволюционного развития общества и природы сегодня особо актуальна, рассмотрим вопрос о путях их согласованного взаимодействия.
Решение обозначенной проблемы видится в целостном изменении мировоззрения современного человека от антропоцентрического к экоцентрическому типу.
Сущность последнего определяется уровнем культурного совершенствования самого индивида, поднятии его нравственных качеств на высоту, соответствующую масштабам и скорости перемен в современном мире [68, 137, 171, 295], Анализируя существующие противоречия между человеком и окружающей средой, А.
Печчеи пересматривает содержание целей и критериев развития, основания системы ценностей современной цивилизации с точки зрения
перемещение акцента от потребительского отношения к природе к самосозиданию и культурному совершенствованию [205, с.14].
В период обострения не только экологических, но и нравственных проблем, весьма актуальной становится мысль
Н.А.
Бердяева о том, что «если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического сам оограничения и одухотворения хозяйственной жизни»
[27, с.246]

[стр.,31]

31 Н.Н.
Моисеев, раскрывая идеи коэволюции, указывает на необходимость созидания новой нравственности и
неуклонного следования ей в повседневной жизни, раскрывает особенности взаимоотношений между человеком и природой, базирующ ихся на новой культуре.
Согласно этим взглядам, спасение цивилизации видится в приоритетном развитии духовных потребностей человека и качественном изменении его отношения к природе от потребительского к созидательному, причем ведущая роль в этом процессе принадлежит экологической культуре личности.
Человек составная и неотъемлемая часть Природы, существо, включенное в многообразие ж изни, соотносящееся с другими частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимозависимости.
Взгляды великого ученого XX века А.
Ш вейцера близки позиции сторонников современного западного философского течения «углубленная экология»
[345, 35В], порывающего с антропоцентризмом.
Ученый подчеркивает, что смысл человеческого бытия заключается в естественной связи с миром, которую необходимо сделать духовной и обосновывает постулат о благоговении перед любым проявлением
жизни [316].
Гуманистические убеждения А.Ш вейцера во многом перекликаются со взглядами отечественного философа А.А.
Гусейнова, согласно которым «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он становится одновременно формой связи между человеком и природой» [84, с.
10].
Л огика рассмотрения исследуемого материала приводит к необходимости выяснения условий реализации идей коэволюционного развития цивилизации.
Необходимо ответить на вопрос: како

[Back]