Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 34]

явлением жизни [цит.
по 3!, с.
92].
Гуманистические убеждения А.
Швейцера во многом перекликаются со взглядами отечественного философа A.A.
Гусейнова, согласно которым «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он становится одновременно формой связи между человеком и природой»
[307, с.
137].
Логика рассмотрения исследуемого материала приводит к необходимости выяснения условий реализации идей коэволюционного развития цивилизации.
Необходимо ответить на вопрос: каковыми
должны быть ценностные приоритеты сегодняшнего дня, чтобы современное мировое сообщество могло эволюционировать с достаточной степенью благополучия? На наш взгляд в период обострения экологического кризиса на первое место выслушает проблема выживания всего живого на планете, следовательно, абсолютной ценностью человеческого бытия выступает сама жизнь.
Признание в иерархии духовных ценностей приоритета жизни способствует также и решению задачи сохранения природной среды, которая является необходимым компонентом жизнедеятельности живых организмов и имеет весьма разностороннее значение для практической и духовной жизни человека.

И.Д.
Зверев акцентирует значимость развития отношения к природе с эстетической точки зрения: «если мы говорим об охране биоразнообразия, генофонда, то сохранению подлежит и эстетический генофонд» [170, с.
123].
А.Н.
Кочергин утверждает, что «новой ценностной системой, являющейся ядром экологической составляющей мировоззрения, определяется восприятие природы не только с позиции экономической оценки природных ресурсов, но и эстетической, моральной и т.д.»
[170, с.
159].
Такие философские понятия как «углубленная экология»,
«благоговение перед жизнью», «экологическая совесть», «биофолия» и «био-центризм» [179] определяют идеологию взаимоотношения общества с природой, ставящей в центр внимания любовь к Земле и желание сохранить жизнь как уникальное природное явление.
Аксиологический анализ содержания развития современного мирового сообщества позволил определить в качестве образовательной доминанты новую
[стр. 31]

31 Н.Н.
Моисеев, раскрывая идеи коэволюции, указывает на необходимость созидания новой нравственности и неуклонного следования ей в повседневной жизни, раскрывает особенности взаимоотношений между человеком и природой, базирующ ихся на новой культуре.
Согласно этим взглядам, спасение цивилизации видится в приоритетном развитии духовных потребностей человека и качественном изменении его отношения к природе от потребительского к созидательному, причем ведущая роль в этом процессе принадлежит экологической культуре личности.
Человек составная и неотъемлемая часть Природы, существо, включенное в многообразие ж изни, соотносящееся с другими частями не на основе конкуренции и господства, а на основе сотрудничества и взаимозависимости.
Взгляды великого ученого XX века А.
Ш вейцера близки позиции сторонников современного западного философского течения «углубленная экология» [345, 35В], порывающего с антропоцентризмом.
Ученый подчеркивает, что смысл человеческого бытия заключается в естественной связи с миром, которую необходимо сделать духовной и обосновывает постулат о благоговении перед любым проявлением жизни [316].
Гуманистические убеждения А.Ш вейцера во многом перекликаются со взглядами отечественного философа А.А.
Гусейнова, согласно которым «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он становится одновременно формой связи между человеком и природой»
[84, с.
10].
Л огика рассмотрения исследуемого материала приводит к необходимости выяснения условий реализации идей коэволюционного развития цивилизации.
Необходимо ответить на вопрос: како


[стр.,32]

32 выми должны быть ценностные приоритеты сегодняшнего дня, чтобы современное мировое сообщество могло эволю ционировать с достаточной степенью благополучия? На наш взгляд в период об острения экологического кризиса на первое место выступает проблема выживания всего живого на Планете, следовательно, абсолютной ценностью человеческого бытия выступает сама жизнь.
Признание в иерархии духовных ценностей приоритета жизни способствует также и решению задачи сохранения природной среды, которая является необходимым компонентом жизнедеятельности живых организмов и имеет весьма разностороннее значение для практической и духовной жизни человека.

В.Е.
Борейко акцентирует значимость развития отношения к природе с эстетической точки зрения: «если мы говорим об охране биоразнообразия, генофонда, то сохранению подлежит и эстетический генофонд» [44, с.43].
А.Н.
Кочергин утверждает, что «новой ценностной системой, являющейся ядром экологической составляющей мировоззрения, определяется восприятие природы не только с позиции экономической оценки природных ресурсов, но и эстетической, моральной и т.д.»
[151, с.259].
Такие философские понятия как «углубленная экология»
[358], «благоговение перед жизнью» [316], «экологическая совесть» [163], «биофолия» и «биоцентризм» [343, 356, 366] определяют идеологию взаимоотношения общества с природой, ставящей в центр внимания любовь к Земле и желание сохранить жизнь как уникальное природное явление.
А ксиологический анализ содержания развития современного мирового сообщества позволил определить в качестве образовательной доминанты новую
цивилизационную программу развития экологической культуры личности, которая определяет смысловые ос

[Back]