Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 37]

ном в значении «среды обитания» человека, человеческого общества.
Для такого понимания характерно исходное противопоставление человека и природы.
Новой философско-экологической картине мира будет наиболее соответствовать понимание природы в первом
значении, где человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности.
Напротив, человек исходно рассматривается как активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своей жизнедеятельности общие закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в ее целостности.
При таком подходе отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер, где каждый из компонентов взаимодействия является «средством» саморазвития другого.
В одинаковой степени это касается и взрослого, и ребенка.
Исходным
представлением об учащемся и педагоге как субъектах системы экологического образования является понимание их как активно действующей, саморазвивающейся части природы.
При этом
их личностное формирование осуществляется в единстве с развитием социоприродной среды.
Экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты человеческой культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, другими людьми и самим собой, как частью природы; соотношение его возможностей и свободы; сиюминутные и приходящие ценности.
Решение экологических задач осуществляется на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть свое отчуждение от природы.
Данная проблема рассматривается в педагогической науке с различных точек зрения.
Для
нашего исследования весьма актуальными являются концептуальные идеи ученых, раскрывающих взаимоотношения человека с природой, обществом, людьми и определяющих условия развития личности в наиболее значимых для становления экологической культуры образовательных аспектах.
Рассматривая человека в органическом единстве с социальной и природной средой, основоположник принципа природои культуросообразности А.
Дистервег отмечал, что в сфере образования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также принимать во внимание ус
[стр. 35]

35 С философской точки зрения понятие «природа» имеет несколько значений: в широком смысле это все сущее, весь мир в многообразии форм; данное понятие в этом значении стоит в одном ряду с категориями «материя», «универсум», «Вселенная»; в более узком смысле понятие «природа» выступает объектом науки, прежде всего совокупным объектом естествознания; наиболее употребительным является толкование природы как совокупности естественных условий существования человеческого общества.
В последнем смысле рассматриваемое понятие характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отнош ений к ней человека и общества [299].
Таким образом, в современном экологическом подходе понятие природы используется в основном в значении «среды обитания» человека, человеческого общества.
Для такого понимания х ар ак терно исходное противопоставление человека и природы.
Новой философско-экологической картине мира будет наиболее соответствовать понимание природы в первом
(по приведенному свыше определению) значении, где человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности.
Напротив, человек исходно рассматривается как активно действующая, саморазвивающаяся часть природы, которая реализует в своей жизнедеятельности общие закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в ее целостности.
При таком подходе отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер, где каждый из компонентов взаимодействия является «средством» саморазвития другого.
В одинаковой степени это касается и взрослого и ребенка.
Исходным


[стр.,36]

36 представлением об учащемся как субъекте системы экологического образования является понимание его как активно действующей, саморазвивающейся части природы.
При этом
его личностное ф ормирование ребенка осуществляется в единстве с развитием социоприродной среды.
Экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты человеческой культуры: человека и систему его отнош ений с окружающей средой, другими людьми и самим собой, как частью природы; соотношение его возможностей и свободы; сиюминутные и приходящие ценности.
Решение экологических задач осуществляется на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть свое отчуждение от природы.
Данная проблема рассматривается в педагогической науке с различных точек зрения.
Для
данного исследования весьма актуальными являются концептуальные идеи ученых, раскрывающих взаимоотношения человека с природой, обществом, людьми и определяющих условия развития личности в наиболее значимых для становления экологической культуры учащихся аспектах.
Рассматривая человека в органическом единстве с социальной и природной средой, основоположник принципа природои культуросообразности А.
Дистервег отмечал, что в сфере образования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также принимать во внимание условия
места и времени в которых родился ребенок и там где он будет жить.
Данная точка зрения близка Ж .-Ж .
Руссо, по мнению которого естественность формирования личности обеспечивает совокупность трех факторов: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащ аю т опыт.
Внутренней

[Back]