Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 38]

ловия места и времени, в которых родился ребенок, и где он будет жить.
Данная точка зрения близка Ж.-Ж.
Руссо, по мнению которого естественность формирования личности обеспечивает совокупность трех факторов: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт.
Внутренней
мотивацией этого процесса является стремление индивида к самосовершенствованию.
Я.А.
Коменский
связывал закономерности развития личности с глобальными законами природы.
Великим педагогом сформулирован принцип последовательности познания мира: вначале посредством чувственного восприятия
человек должен ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы и, наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.
В контексте исследования значимо утверждение И.Г.
Песталоцци о необходимости организации совместного процесса обучения и
природосообразной деятельности, способствующего гармоничному развитию всех сил и способностей индивида [249].
Учет культурно-исторических особенностей отношений человека с природой, людьми и обществом является, по мнению К.Д.
Ушинского, необходимым условием природосообразного развития личности
[335].
Большое внимание изучению ребенком окружающего мира на основе деятельностного эмоционально-чувственного и эстетического его познания уделял В.А.
Сухомлинский.
Природа формирует в детях такие качества, как доброту, заботливость, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Обозначенные подходы значимы для развития экологической культуры личности и на современном этапе.
С.Т.
Шацкий считал, что проблему развития личности нельзя рассматривать и тем более правильно решать в рамках только учебного заведения, поскольку на нее очень сильное влияние оказывает окружающая среда (природа, хозяйство, семья, общественные организации и т.п.).

Следовательно, в процессе формирования индивида необходимо учитывать всю сумму воздействующих на него факторов.
Данная точка зрения актуальна и для развития экологической культуры учащихся в современных условиях
[249].
[стр. 36]

36 представлением об учащемся как субъекте системы экологического образования является понимание его как активно действующей, саморазвивающейся части природы.
При этом его личностное ф ормирование ребенка осуществляется в единстве с развитием социоприродной среды.
Экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты человеческой культуры: человека и систему его отнош ений с окружающей средой, другими людьми и самим собой, как частью природы; соотношение его возможностей и свободы; сиюминутные и приходящие ценности.
Решение экологических задач осуществляется на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть свое отчуждение от природы.
Данная проблема рассматривается в педагогической науке с различных точек зрения.
Для данного исследования весьма актуальными являются концептуальные идеи ученых, раскрывающих взаимоотношения человека с природой, обществом, людьми и определяющих условия развития личности в наиболее значимых для становления экологической культуры учащихся аспектах.
Рассматривая человека в органическом единстве с социальной и природной средой, основоположник принципа природои культуросообразности А.
Дистервег отмечал, что в сфере образования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также принимать во внимание условия места и времени в которых родился ребенок и там где он будет жить.
Данная точка зрения близка Ж .-Ж .
Руссо, по мнению которого естественность формирования личности обеспечивает совокупность трех факторов: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащ аю т опыт.
Внутренней


[стр.,37]

мотивацией этого процесса является стремление индивида к самосовершенствованию, Я.А.
Коменский
[141] связывал закономерности развития личности с глобальными законами природы.
Великим педагогом сформулирован принцип последовательности познания мира: вначале посредством чувственного восприятия
дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы и, наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.
В контексте исследования значимо утверждение И.Г.
Песталоцции о необходимости организации совместного процесса обучения и
деятельности, способствующего гармоничному развитию всех сил и способностей индивида [142].
Учет культурно-исторических особенностей отношений человека с природой, людьми и обществом является, по мнению К.Д.
Ушинского.
необходимым условием природосообразного развития личности
[296].
Большое внимание уделял В.А.
Сухомлинский [244, 245] изучению ребенком окружающего мира на основе деятельностного эмоционально-чувственного и эстетического его познания.
П рирода формирует в детях такие качества как доброту, заботливость, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Обозначенные подходы значимы для развития экологической культуры личности и на современном этапе.
С.Т.
Ш ацкий считал, что проблему развития личности нельзя рассматривать и тем более правильно решать в рамках только учебного заведения, поскольку на нее очень сильное влияние оказывает окружающая среда (природа, хозяйство, семья, общественные организации и т.п.)
[314].
Следовательно, в процессе формирования ип

[стр.,38]

38 дивида необходимо учитывать всю сумму воздействующих на него * факторов.
Данная точка зрения актуальна и для развития экологической культуры учащихся в современных условиях.

Участники международного проекта «Перспективы воспитания в духе экологии и сотрудничества» (1988), разрабаты вая основы экологической педагогики, выделили в содержании современного образования в качестве наиболее соответствующих реалиям сегодняшнего дня такие ценности, как мир.
экологически чистая окружающая среда, сотрудничество живущих на Земле людей [207].
Бетти Риордан (СШ А) утверждает, что «экологический подход в педагогике предполагает системный взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в мире» [207, с.39].
Обозначенный образовательный принцип основывается на «холизме» (термин ассоциируется со словами «holy» священный и «whole» целый).
Согласно американскому ученому, холизм как мировоззрение пре* имущественно подразумевает планетарный контекст, то есть понимание любой проблематики с учетом ее возможного воздействия на все сущее.
Развивая идею экологического подхода в педагогике, автор обосновывает применение особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет «равновесие» или «гармония в целостности».
«Именно это фундаментальное экологическое понятие отражает наши представления о том идеале, к осуществлению которого стремятся педагоги, об оптимальном варианте отношений между людьми, между человеком и природой.
Мы считаем желанной целью всестороннюю гармонизацию отношений в рамках целостной системы» [207, с.40].
Позиции участников вышеназванного международного проекта Ф созвучны подходы отечественных ученых.
Так, С.Н, Глазачев отмечает, что на смену репродуктивному образованию приходит твор

[Back]