щим миром для осознания учащимися своей роли в качестве ответственных участников процесса улучшения социоприродного окружения. Это обуславливает, на наш взгляд, вывод о необходимости достижения единства теоретической и практической сторон познания мира учащимися. В восьмидесятые годы при непосредственном участии сотрудников лаборатории создается концепция экологического образования [164J, определяются базовые принципы ее построения, в том числе и на региональном уровне, разрабатываются содержательная и технологическая основы, возможные модели организации, методические и дидактические материалы [134, 135,139,164,291,306]. Большое значение для настоящего исследования имеют концептуальные разработки Лаборатории экологической культуры Государственного научноисследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова и др.). При непосредственном участии сотрудников лаборатории определяются базовые принципы концепции экологического образования на муниципальном и региональном уровнях, разрабатываются содержательная и технологическая основы, возможные модели организации, методические и дидактические материалы [186,188]. Особенностью концепции экологического образования является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена. Рассмотрение экологической культуры личности осуществляется в двух измерениях: являясь частью общей культуры, экологическая культура это процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время, она отражает умение человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой [253]. Наиболее существенным моментом в развитии экологической культуры личности авторы концепции считают преодоление в сознании «экокультурного перекоса» во взаимоотношениях человека с природой, привитие нового мироощущения, при котором они воспринимались бы во взаимной связи и зависи |
39 ческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему. Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения последних в контекст культуры [69, с.9]. Особый интерес представляют результаты исследования лаборатории экологического образования Института общ еобразовательных школ РАО (А.Н. Захлебный, И,Д. Зверев, И,Т. Суравегина, А.П. Симонова-Салеева и др.), раскрывающие взаимозависимость процессов познания природы и взаимодействия с ней в плоскости экологического императива, Ученые подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами образовательного заведения, отмечают важность расширения контактов с окружающим миром для осознания учащимися своей роли в качестве ответственных участников процесса улучшения социоприродного окружения. Это обуславливает, на наш взгляд, вывод о необходимости достижения единства теоретической и практической сторон познания мира учащимися. Разработанная JI.B. Тарасовым модель «Экология и диалектика» отражает эколого-развивающее обучение, содержание которого осмысливается с точки зрения экологического императива1 , человек часть природы; он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции. Автор придает большое значение нравственному аспекту экологического воспитания, гуманизации общества, моральным ценностям, духовному развитию личности [286]. Концепция экопсихологии детства разрабатывается С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным. По утверждению авторов, под экологией детства, в самом общем виде, следует понимать заботу о сохранении в детях 40 творческой природы человека, его природной способности к развитию, не в биологическом, а в самом широком смысле как способности к физиологическому, эмоциональному, интеллектуальному, специальному и духовному формированию [91,92, 329]. Ученые предлагают при организации взаимодействия учащихся с окружающим миром учитывать такие параметры как влияние социальной среды на становление экологического сознания ребенка; соответствие образовательной среды возрастным особенностям детей; индивидуализацию педагогического процесса; формирование личности с экоцентрическим типом сознания. Большое значение для настоящего исследования имели концептуальные разработки Л аборатории экологической культуры Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова и др.). Особенностью предлагаемой концепции экологического развития личности является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена. Рассмотрение экологической культуры личности осуществляется в двух измерениях: являясь частью общей культуры, экологическая культура это процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время, она отражает умение человека д о стигать гармонии в отношениях с окружающей средой [59, 90, 165, 166]. Наиболее существенным моментом в развитии экологической культуры учащихся авторы концепции считают преодоление в сознании «зкокультурного перекоса» во взаимоотношениях человека с природой, привитие нового мироощущения, при котором они вое 48 В шестидесятые годы при Министерстве просвещения СССР был организован Совет по экологическому воспитанию, а в 1972 году в структуре Академии Педагогических наук создается Л аборатория природоохранного просвещения, благодаря которой рассматриваемая проблема из рамок частнопедагогических исследований переходит в разряд общегосударственных (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов и др.). В восьмидесятые годы при непосредственном участии сотрудников лаборатории создается концепция экологического образования [145], определяются базовые принципы ее построения, в том числе и на региональном уровне, разрабатываются содержательная и технологическая основы, возможные модели организации, методические и дидактические материалы [17, 57, 112, 115, 196, 294, 325]. В девяностых годах в России был принят ряд официальных документов, утверждающих приоритеты экологизации системы образования: Закон РФ «Об охране окружающей среды» (1992) [108]; «Стратегия экологической безопасности России» (1993); совместное постановление Министерства образования и М инистерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об экологическом образовании в образовательных учреждениях Российской Ф едерации (1994); проекты «Временного государственного образовательного стандарта Экология» [60]; «Концепция общего и среднего экологического образования» (1994) [145]. В последней раскрываются цели и задачи развития экологической культуры личности и общества, определяются основания практической деятельности по организации экологического образования на региональном и локальном уровнях. Основная цель экологического образования воспитание глобального мышления и сознания, ориентация на гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности сопоставима с идеалом гармоничного развития личности. |