мости. «Суть состоит в том, отмечает Н.С. Дежникова, чтобы донести до сознания учащихся, что человек часть природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности и т.п., потребительское отношение к окружающей среде постепенно вытеснить пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом их постоянной заботы и за его благосостояние каждый несет персональную ответственность» [164]. По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [186, с. 71]. Для характеристики экологической культуры ученый использует следующие понятия: «экологическое восприятие», обеспечивающее человеку видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; «экологическое воображение» продуктивное, творческое воссоздание в сознании последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и общества; «экологическое чувствование», т.е. сознательно-бессознательное единение человека с природой, переживание страдания, боли, мучения от ее ущербности, восторг, упоение, вызванное чистотой, гармонией природы; «действенно-практическое, волевое, экологически обоснованное, практическое отношение к природе» поведение в ней в соответствии с объективными законами взаимодействия, нормами права, морали, эстетики, безущербной целесообразности [186, с. 72]. Ученый рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В конце XX столетия широкое распространение получила концепция устойчивого развития модель функционирования биосферы, обеспечивающая сохранение равновесия между отдельными подсистемами (природа, социум, геосистемы). Ее системообразующая идея экологический императив: «Пра43 |
принимались бы во взаимной связи и зависимости. «Суть состоит в том, отмечает Н.С. Дежникова, чтобы донести до сознания учащихся, что человек часть природы и потому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее симметрии, гармонии, ритму, целесообразности и т.п., потребительское отношение к окружающей среде постепенно вытеснить пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом их постоянной заботы и за его благосостояние каждый несет персональную ответственность» [59, с.6-7]. По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [166, с.246]. Для характеристики эколог ической культуры ученый использует следующие понятия: «экологическое восприятие», обеспечивающее человеку видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гарм онической естественной и эстетической целостности; «экологическое воображение» продуктивное, творческое воссоздание в сознании последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и общества; -«экологическое чувствование», т.е. сознательно-бессознательное единение человека с природой, переживание страдания, боли, мучения от се ущербности, восторг, упоение, вызванное чистотой, гармонией природы; «действенно-практическое, волевое, экологически обоснованное, практическое отношение к природе» поведение в ней в соответствии с объективными законами взаимодействия, нормами права, морали, эстетики, безущербной целесообразности 42 Ученый рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Таким образом, проведенный анализ теоретико-методологических подходов к проблеме экологического образования и воспитания и вопросу формирования экологической культуры личности позволил сделать следующие выводы: Развитие экологической культуры личности в современной образовательной ситуации должно основываться на принципах коэволюционного подхода, идеях природои культуросообразности, ориентирующих обозначенный процесс на идеалы единства Человека и Природы, формирующих представление о целостности и гармоничности личностного мира, проявляющегося во взаимоотнош ениях с людьми, социумом, природой, космосом, позволяющих понимать ребенка активной саморазвивающейся частью природы. П риродное в человеке выступает в качестве самодеятельной, самодвижущей силы, которой присуще стремление к развитию и деятельное накопление жизненного опыта. Педагогический процесс развития экологической культуры личности следует осуществлять с учетом особенностей социоприродного пространства (традиций, культуры, верований, обычаев и т.п.). Идеи холизма культивируют системный взгляд и благоговейное отношение к миру. Аксиологический подход к решению данной проблемы предполагает признание жизни абсолютной ценностью. 1.2. Экологическая культура и образование в контексте цивилизационных проблем Во второй половине XX века человечество начало осознавать, что окружающая среда ухудшается, деградирует, отсюда невозмож 44 и осмысление их результатов приводят к пониманию антропологического характера современного экологического кризиса. Его истоки содержательно определяются философией и культурой техногенной цивилизации [3, 68, 159, 171, 180-182, 213, 235, 236, 238, 239, 294. 295 и др.]. Потребительское мышление человека, которое формировалось тысячелетиями и обусловило возникновение процессов дегуманизации общества, преобладание технократического подхода над гуманитарным глубинные причины, лежащие в основе обострившихся противоречий системы «общество человек природа»; загрязнение окружающей среды, сокращение ее биоразнообразия и нерациональное природопользование лишь следствие этого. Становится все более очевидным, что в условиях существующей парадигмы социокультурного развития, закрепившей в сознании человечества природонесообразные образцы мышления и способы освоения природы, приоритеты, идеалы и ценности, преодоление создавшейся ситуации невозможно. Для разрешения назревшей проблемы необходим поиск новых концептуальных подходов и новых моделей взаимодействия человека и природы. Во второй половине XX столетия широкое распространение получила концепция устойчивого развития модель функционирования биосферы, обеспечивающая сохранение равновесия между отдельными подсистемами (природа, социум, геосистемы). Ее системообразующая идея экологический императив: «Правильно и разреш ено только то, что не нарушает природного равновесия». В1992 году Конференция ООН по окружающей среде и развитию приняла декларацию «За наше общее будущее» и программу «Повестка дня на XXI век» [208], в которых подчеркивается, что в третьем тысячеле |