Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 45]

вой системы связана преимущественно с экономическим подходом, при котором Земля является прежде всего источником ресурсов.
На этой основе строятся глобальные ресурсные модели, учитывающие такие компоненты развития, как экономика, население, природные и продовольственные источники, состояние окружающей среды.
Другой подход связан с разработанной в России в конце 80-х годов теорией биотической регуляции окружающей среды.
Главным здесь является определение порога устойчивости биосферы, изменение которого может нарушить естественность развития биоты.
В связи с чем допускается только такая хозяйственная деятельность человека, которая в своей
итоговости не превышает порога хозяйственной емкости биосферы.
При этом речь идет не только и не столько о загрязнении окружающей среды, сколько о сохранении естественных экосистем.
Данная теория была положена в основу «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996).

Согласование ценностей культур мира, глобальное партнерство и ответственность основополагающие идеи «Московской международной декларации по экологической культуре» (1998).
Основные принципы экологического образования, изложенные в декларации, утверждают: экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения (производства и потребления), когда общество руководствуется системой духовных ценностей, этических принципов,
экономических механизмов, правовых норм, формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле; культура взаимодействия предполагает существование режима диалога между равноправными партнерами странами, народами, культурами, конфессиями; культура поведения связана с ориентацией не на бесконечный рост производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию и качественное совершенствование; 45
[стр. 45]

45 тии путь к выживанию человечества лежит через: изменение стереотипов отношений в системе «общество человек —природа»; снижение потребления ресурсов каждым индивидом, экономию и бережливость; формирование разумных материальных потребностей.
На данном форуме была сформулирована общая позиция поведения планетарного сообщества, которая получила название устойчивого развития.
В настоящее время существуют два подхода к сущности данного понятия.
В первом случае доминируют экономические аспекты, во втором экологические, совокупно отражающие различные точки зрения на пути преодоления экологического кризиса.
Первая теория ресурсной концепции развития мировой системы связана преимущественно с экономическим подходом, при котором Земля является прежде всего источником ресурсов.
На этой основе строятся глобальные ресурсные модели, учитывающие такие компоненты развития, как экономика, население, природные и продовольственные источники, состояние окружающей среды.
Другой подход связан с разработанной в России в конце 80-х годов теорией биотической регуляции окружающей среды.
Главным здесь является определение порога устойчивости биосферы, изменение которого может нарушить естественность развития биоты.
В связи с чем допускается только такая хозяйственная деятельность человека, которая в своей
итоговосги не превышает порога хозяйственной емкости биосферы.
При этом речь идет не только и не столько о загрязнении окружающей среды, сколько о сохранении естественных экосистем.
Данная теория была положена в основу «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому р азвитию» (1996).

Во имя сохранения биосферы всем обитателям Планеты необходимо кардинально изменить менталитет, стиль и качественные по

[стр.,58]

58 ческая практика экологического развития личности до сих пор реализуется главным образом в рамках биологизаторского подхода.
Расширение предметного ноля экологической науки, проникающая экологизация гуманитарных областей знания привели к содержательному переосмыслению понятия «экологическое образование», во многом способствовали формированию таких научно-образовательных направлений как «экологическая культурология», «витагенное образование», «педагогическая экология и психология», «антропоэкология» (А.С.
Белкин, С.Д.
Дерябо.
А.А.
Макареня, В,А.
Ясвин и др.).
Экологизация образования все чаще связывается с его гуманитаризацией, ориентацией личности на развитие духовных и нравственных начал, сближением индивидуального и социально значимого [4, 36, 43, 71, 70, 242 и др.].
Активный поиск новых концептуальных идей, содержания, методов и педагогических технологий экологического образования широко представлен в работах И.Ю.
Алексашиной, С.Н.
Глазачева, Э.В.
Гирусова, И.Д.
Зверева, Д.Н.
Кавтарадзе, Н.М.
М амедова, Н.Н, Моисеева, Г.П.
Сикорской и др.
Предметом исследования ряда ученых становится экологическая культура как важнейший аспект современного бытия учащихся и учителя (С.Н.
Глазачев, А.А.
Гусейнов, Н.С.
Дежникова, В.А.
И гнатова, Б.Т.
Лихачев, И.В.
Цветкова и др.)Согласование ценностей культур мира, глобальное партнерство и ответственность основополагающие идеи «Московской международной декларации по экологической культуре» (1998) [187].
Основные принципы экологического образования, изложенные в декларации, утверждают: экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения (производства и потребления), когда общество руководствуется системой духовных ценностей, этических принци


[стр.,59]

59 пов, экономических механизмов, правовых норм, формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле; культура взаимодействия предполагает существование режима диалога между равноправными партнерами странами, народами, культурами, конфессиями; культура поведения связана с ориентацией не на бесконечный рост производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию и качественное совершенствование; сохранение культурно-исторических традиций залог отражения результатов настоящей деятельности в горизонтах будущего; диалог культур, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, стратегия взаимосохранения и взаимоподдерж ания главные направления взаимодействия языков культуры науки, искусства, нравственности, религии.
В этом случае идеи экологического образования совпадают с новыми концептуальными подходами к реформированию российского образования, представлеными в Законе РФ «Об Образовании» [109].
Образовательная реформа и связанные с ней основополагающие документы предлагают более широкий взгляд на развитие образования в контексте решение цивилизационных проблем.
И хотя в этих документах отсутствуют термины «экологическое образование» и «экологическая культура», решение образовательных задач переводится главным образом в плоскость формирования нового типа личностного мировоззрения, отличного от технократического.
Образовательная реформа знаменует отказ от доминирования технократической парадигмы в образовании, свидетельствует о возрождении культурологических традиций и наполнении их новым

[Back]