действенный фактор развития общества [164, 260]. В ее основу положен ряд принципов образования: демократизация, плюрализм, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания, вариативность, многоукладность и альтернативность, народность и национальный характер образования, открытость, регионализация и отказ от унитарного образовательного пространства, дифференциация, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, развивающий характер деятельности, переход от репродуктивной образовательной модели к деятельностной и преобразующей, переход от экстенсивных методов образования к интенсивным, интеграция базового и дополнительного образования. Гуманизация и гуманитаризация образования тесно связаны с общими цивилизационными изменениями, противостоят тенденции нарастания технократизма, способствуют ориентации общества на приоритет общечеловеческих ценностей, продуктивный диалог культур, их взаимодействие и сотрудничество, целостное восприятие мира культуры и человека, ориентируют на очеловечивание знания, формирование ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой, самим собой, гармонизации взаимодействия личности с окружающим миром [287]. Идеи гуманизации и гуманитаризации в образовательной реформе играют ключевую роль, составляют ее концептуальную основу, переводят задачи экологического образования в плоскость ангропоэкологии. Непрерывное экологическое образование личности предполагает освоение разносторонних знаний о социоприродной среде, приобретение умений и опыта решения экологических проблем, предвидение возможных негативных антропогенных последствий и их предупреждение, развитие потребности в постоянном общении с природой, экологосозидательную деятельность по сохранению и улучшению среды обитания, непосредственное участие каждого в природоохранном движении, бережное и заботливое отношение к природе, гражданскую ответственность за ее состояние [371]. Особая роль отводится принципу интеграции, который обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие разных отраслей знания и технологий обучения 47 |
47 Рубежными моментами в определении концептуальных подходов к становлению и развитию экологического образования стали конференции в Тбилиси. Красноярске, Москве. В Тбилиси (1977) под эгидой Ю Н ЕСКО была проведена первая меж правительственная конференция «Роль образования в решении проблем окружающей среды», на которой был обоснован ряд руководящих принципов, разработаны и утверждены рекомендации, в дальнейшем составившие основу национальных программ развития экологического о б разования. Международный экологический конгресс в Москве (1987) подвел итоги образовательной реализации рекомендаций Тбилисской конференции, отметив, что многие страны мира разработали и внедряют национальные программы экологического образования [149, 169, 312], активно осуществляется проектирование его моделей [190, 196. 285], модернизация содержания образования [72, 74, 112, 115, 226, 312]. В России правовой основой решения этих задач в рамках единой системы непрерывного экологического образования послужил Закон РФ «Об охране окружающей среды», введенный в действие 19 декабря 1991г. Непрерывное экологическое образование личности предполагает освоение разносторонних знаний о социоприродной среде, приобретение умений и опыта решения экологических проблем, предвидение возможных негативных антропогенных последствий и их предупреждение, развитие потребности в постоянном общении с природой, экологосозидатсльную деятельность но сохранению и улучшению среды обитания, непосредственное участие каждого в природоохранном движении, бережное и заботливое отношение к природе, гражданскую ответственность за ее состояние [17, 112, 196, 201, 203, 240-242, 293]. 49 Среди дидактических принципов современной педагогики наиболее важными для формирования экологической культуры личности являются следующие: всеобщности и непрерывности; взаимодействия различных образовательных структур; вариативности и преемственности; связи обучения с практической деятельностью; опоры на региональные особенности культуры и природы; гуманизации и развития социальной активности личности; -интеграции естественнонаучного и гум анитарного аспектов образования. Особая роль отводится принципу интеграции, который обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие разных отраслей знания и технологий обучения в формировании базовых элементов экологической культуры. Вместе с тем, авторы концепции, хотя и отмечают необходимость интеграции разных видов знаний, сосредотачивают главное внимание на классической экологии, что ориентирует образовательные институты на развитие экологической культуры личности в узком смысле слова, т.е. как культуры природопользования [145]. Развитие экологической культуры связано с целенаправленным воспитанием и самовоспитанием, основой для которых является содерж ание образован ия как процесса прогрессивны х изменений свойств и качеств личности в условиях триединой целостности образовательного процесса, характеризующегося усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств поведения личности, умственным и физическим развитием человека. Развитие экологической культуры учащихся невозможно лишь путем усвоения знаний, выработки умений и навыков на уроках эко 60 смыслом. Идеи гуманизации и гуманитаризации играют в ней ключевую роль, составляют ее концептуальную основу, переводят задачи экологического образования в плоскость антропоэкологии [147]. Ядром образовательной реформы является идея превращения системы образования в действенный фактор развития общества [95]. В ее основу положен ряд принципов образования: демократизация, плюрализм, вариативность, многоукладность и альтернативность, народность и национальный характер образования, откры тость, регионализация и отказ от унитарного образовательного пространства, дифференциация, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, развивающий характер деятельности, переход от репродуктивной образовательной модели к деятельностной и преобразую щей, переход от экстенсивных методов образования к интенсивным, интеграция базового и дополнительного образования. Гуманизация и гуманитаризация образования тесно связаны с общими цивилизационными изменениями, противостоят тенденции нарастания технократизма, способствуют ориентации общества на приоритет общ ечеловеческих ценностей, продуктивны й диалог культур, их взаимодействие и сотрудничество, целостное восприятие мира культуры и человека, ориентируют на очеловечивание знания, формирование ответственности человека перед другими лю дьми, обществом, природой, самим собой, гармонизации взаимодействия личности с окружающим миром [35-40, 43, 64-66, 72, 73, 82, 83, 95, 130, 157, 174, 180]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: В рамках технократической парадигмы развития цивилизации преодоление экологического кризиса невозможно. Ф ормирование экогум анистического общ епланетарного сознания предполагает |