в формировании базовых элементов экологической культуры. Вместе с тем, авторы концепции, хотя и отмечают необходимость интеграции разных видов знаний, сосредотачивают главное внимание на классической экологии, что ориентирует образовательные институты на развитие экологической культуры личности в узком смысле слова, т.е. как культуры природопользования [200]. В настоящее время отечественными учеными разрабатываются новые подходы к решению этих задач, создаются инновационные модели экологического образования в различных образовательных системах. Разработанная Л.В. Тарасовым модель «Экология и диалектика» отражает эколого-развивающее обучение, содержание которого осмысливается с точки зрения экологического императива: человек часть природы; он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции. Автор придает большое значение нравственному аспекту экологического воспитания, гуманизации общества, моральным ценностям, духовному развитию личности [цит. по 309]. Концепция экопсихологии детства предложена С.Д. Дерябо и В.А. Левиным. По утверждению авторов, под экологией детства, в самом общем виде, следует понимать заботу о сохранении в детях творческой природы человека, его природной способности к развитию, не в биологическом, а в самом широком смысле как способности к физиологическому, эмоциональному, интеллектуальному, специальному и духовному формированию [92, 94]. Ученые предлагают при организации взаимодействия учащихся с окружающим миром учитывать такие параметры, как влияние социальной среды на становление экологического сознания ребенка; соответствие образовательной среды возрастным особенностям детей; индивидуализацию педагогического процесса; формирование личности с экоцентрическим типом сознания. Среди последних документов, регламентирующих деятельность в области образования для устойчивого развития (или образования в интересах устойчивого развития общества) следует обозначить следующие: Меморандум международного Саммита по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2002 г.; Принятие «Заявления об образования в инте48 |
39 ческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему. Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения последних в контекст культуры [69, с.9]. Особый интерес представляют результаты исследования лаборатории экологического образования Института общ еобразовательных школ РАО (А.Н. Захлебный, И,Д. Зверев, И,Т. Суравегина, А.П. Симонова-Салеева и др.), раскрывающие взаимозависимость процессов познания природы и взаимодействия с ней в плоскости экологического императива, Ученые подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами образовательного заведения, отмечают важность расширения контактов с окружающим миром для осознания учащимися своей роли в качестве ответственных участников процесса улучшения социоприродного окружения. Это обуславливает, на наш взгляд, вывод о необходимости достижения единства теоретической и практической сторон познания мира учащимися. Разработанная JI.B. Тарасовым модель «Экология и диалектика» отражает эколого-развивающее обучение, содержание которого осмысливается с точки зрения экологического императива1 , человек часть природы; он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции. Автор придает большое значение нравственному аспекту экологического воспитания, гуманизации общества, моральным ценностям, духовному развитию личности [286]. Концепция экопсихологии детства разрабатывается С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным. По утверждению авторов, под экологией детства, в самом общем виде, следует понимать заботу о сохранении в детях 40 творческой природы человека, его природной способности к развитию, не в биологическом, а в самом широком смысле как способности к физиологическому, эмоциональному, интеллектуальному, специальному и духовному формированию [91,92, 329]. Ученые предлагают при организации взаимодействия учащихся с окружающим миром учитывать такие параметры как влияние социальной среды на становление экологического сознания ребенка; соответствие образовательной среды возрастным особенностям детей; индивидуализацию педагогического процесса; формирование личности с экоцентрическим типом сознания. Большое значение для настоящего исследования имели концептуальные разработки Л аборатории экологической культуры Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова и др.). Особенностью предлагаемой концепции экологического развития личности является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена. Рассмотрение экологической культуры личности осуществляется в двух измерениях: являясь частью общей культуры, экологическая культура это процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время, она отражает умение человека д о стигать гармонии в отношениях с окружающей средой [59, 90, 165, 166]. Наиболее существенным моментом в развитии экологической культуры учащихся авторы концепции считают преодоление в сознании «зкокультурного перекоса» во взаимоотношениях человека с природой, привитие нового мироощущения, при котором они вое 49 Среди дидактических принципов современной педагогики наиболее важными для формирования экологической культуры личности являются следующие: всеобщности и непрерывности; взаимодействия различных образовательных структур; вариативности и преемственности; связи обучения с практической деятельностью; опоры на региональные особенности культуры и природы; гуманизации и развития социальной активности личности; -интеграции естественнонаучного и гум анитарного аспектов образования. Особая роль отводится принципу интеграции, который обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие разных отраслей знания и технологий обучения в формировании базовых элементов экологической культуры. Вместе с тем, авторы концепции, хотя и отмечают необходимость интеграции разных видов знаний, сосредотачивают главное внимание на классической экологии, что ориентирует образовательные институты на развитие экологической культуры личности в узком смысле слова, т.е. как культуры природопользования [145]. Развитие экологической культуры связано с целенаправленным воспитанием и самовоспитанием, основой для которых является содерж ание образован ия как процесса прогрессивны х изменений свойств и качеств личности в условиях триединой целостности образовательного процесса, характеризующегося усвоением опыта предшествующих поколений, воспитанием типологических качеств поведения личности, умственным и физическим развитием человека. Развитие экологической культуры учащихся невозможно лишь путем усвоения знаний, выработки умений и навыков на уроках эко |