гуманистами прошлого жизнь человека всегда выдвигалась на первый план в системе ценностей, то в современных условиях на первое место выходят духовность человека и духовные ценности, абсолютной ценностью объявляется жизнь любого живого существа и ее сохранение [19]. И.Д. Зверев [137, 138] отмечает, что экологическая культура проникает во все сферы материальной и духовной жизни общества и человека, подчиненные установлению гармонии во взаимоотношениях с природой. H.H. Моисеев [209] включает в экологическую культуру экологические знания, экологическое мышление, культуру чувств, экологически оправданное (экологически сообразное) поведение. Н.В. Добрецова [105] выделяет в экологической культуре четыре компонента: систему экологических знаний (естественнонаучные, ценностно-правовые, практические); систему экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные); экологическое мышление (установление причинно-следственных связей, моделирование, прогнозирование); культуру чувств (сочувствие, сопереживание, забота о здоровье). Экологическая культура в работах Н.Ф. Реймерса рассматривается как часть общей культуры, «этап и составная часть развития общечеловеческой культуры» [272]. И.Д. Зверев и М.С. Кат ан считают, что человечество сегодня идет к осознанию того факта, что единственное, чего не способна продуцировать машина это человеческую духовность, вне которой не было, нет и не может быть культуры [136, 143]. Развернутое и системное представление об экологической культуре дает в своих работах Б.Т. Лихачев, выделяя в качестве системообразующего стержня экологическое сознание, включающее научный, нравственный, этический, природоохранительный аспекты и составляющее основу образа жизни [186]. Таким образом, на первое место в экологической культуре индивида, как и в культуре в целом, выходят духовность человека и духовные ценности, сре79 |
62 считывают свыше 600 определений культуры, концептуальных подходов и описательных моделей. Культуру понимают и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как способ деятельности, и как знаково-семантическую систему. В современной научной и педагогической литературе отсутствует общий взгляд на определение сущности экологической культуры, поскольку данный феномен сложен, многомерен, полифункционален. Сущность экологической культуры, ее важнейшие компоненты рассматриваю тся в целом ряде философских, социологических и педагогических исследований [22,71, 70, 90, 115, 114, 166, 203, 213]. Экологическая культура как часть общей культуры представлена в работах Н.Ф. Реймерса [21 3], И.Д. Зверева [114], С.П. Глазачева [69], И.В. Цветковой [309], С.В. Алексеева [6] и др. С ценностно-духовных позиций экологическую культуру характеризуют М.С. Каган [124], Л.Н . Куликова [16], А. Косичева и Г. Платонова [148]. Если мыслителями-гуманистами прошлого жизнь человека всегда выдвигалась на первый план в системе ценностей, то в современных условиях на первое место выходят духовность человека и духовные ценности, абсолютной ценностью объявляется жизнь любого живого существа и ее сохранение [44, 102, 181, 193, 316 и др.]. И.Д. Зверев отмечает, что экологическая культура проникает во все сферы материальной и духовной жизни общества и человека, подчиненные установлению гармонии во взаимоотношениях с природой. J1.B. Моисеева [183, 184] включает в экологическую культуру экологические знания, экологическое мышление, культуру чувств, экологически оправданное (экологически сообразное) поведение. Н.С. Дежникова [90] выделяет в экологической культуре четыре ком 63 понента: систему экологических знаний (естественнонаучные, ценностно-правовые, практические); систему экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные); экологическое мышление (установление причинно-следственны х связей, м одели рование, прогн о зи р ован и е); культуру чувств (сочувствие, сопереживание, забота о здоровье). Экологическая культура в работах Н.Ф. Реймерса рассматривается как часть общей культуры, «этап и составная часть развития общечеловеческой культуры» [213, с.47]. И.Д. Зверев и М.С. Каган считают, что человечество сегодня идет к осознанию того факта, что единственное, чего не способна продуцировать машина это человеческую духовность, вне которой не было, нет и не может быть культуры [124, с.393]. Развернутое и системное представление об экологической культуре дает в своих работах Б.Т. Лихачев, выделяя в качестве системообразующего стержня экологическое сознание, включающее научный, нравственный, этический, природоохранительный аспекты и составляющее основу образа жизни [166]. Таким образом, на первое место в экологической культуре индивида, как и в культуре в целом, выходят духовность человека и духовные ценности, среди которых абсолютной ценностью является жизнь любого существа и ее сохранение. Большинство исследователей связывают содержание экологической культуры с ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природообразую щей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, непосредственном участии в природоохранном движении, с |