Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 80]

ди которых абсолютной ценностью является жизнь любого существа и ее сохранение.
Большинство исследователей связывают содержание экологической культуры с ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природообразующей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, непосредственном участии в природоохранном движении, с
природосообразным поведением, бережным отношением к природе и заботой о ее сохранении, здоровым образом жизни.
Однако ни одно из приведенных толкований экологической культуры, на наш взгляд, не является ни полным, ни системным, поскольку исследователи фиксируют свое внимание на отдельных ее сторонах, рассматривая экологическую культуру как часть общечеловеческой культуры, связанную главным образом с грамотным природопользованием.
Расширение границ научного познания, философское осмысление и более широкая интерпретация экологии как науки, выход ее за пределы биологических рамок в социальную область обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура».
С.Н.
Глазачев
[76, с.
54] определяет экологическую культуру как новое содержание, новое качество, основу которых составляют универсальные, передаваемые из поколения в поколение общечеловеческие ценности Земля, Природа, Жизнь, Человек важнейшие факторы управления взаимодействием в системе «человек общество природа».
Автором неоднократно подчеркивается, что наиболее важными аспектами, обеспечивающими синхронное развитие природы и общества, являются диалог культур, взаимодействие и партнерство, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, глубокое взаимоотношение разных языков культуры науки, искусства, религии.

80
[стр. 63]

63 понента: систему экологических знаний (естественнонаучные, ценностно-правовые, практические); систему экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные); экологическое мышление (установление причинно-следственны х связей, м одели рование, прогн о зи р ован и е); культуру чувств (сочувствие, сопереживание, забота о здоровье).
Экологическая культура в работах Н.Ф.
Реймерса рассматривается как часть общей культуры, «этап и составная часть развития общечеловеческой культуры» [213, с.47].
И.Д.
Зверев и М.С.
Каган считают, что человечество сегодня идет к осознанию того факта, что единственное, чего не способна продуцировать машина это человеческую духовность, вне которой не было, нет и не может быть культуры [124, с.393].
Развернутое и системное представление об экологической культуре дает в своих работах Б.Т.
Лихачев, выделяя в качестве системообразующего стержня экологическое сознание, включающее научный, нравственный, этический, природоохранительный аспекты и составляющее основу образа жизни [166].
Таким образом, на первое место в экологической культуре индивида, как и в культуре в целом, выходят духовность человека и духовные ценности, среди которых абсолютной ценностью является жизнь любого существа и ее сохранение.
Большинство исследователей связывают содержание экологической культуры с ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природообразую щей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, непосредственном участии в природоохранном движении, с


[стр.,64]

64 природосообразным поведением, бережным отношением к природе и заботой о ее сохранении, здоровым образом жизни.
Однако ни одно из приведенных толкований экологической культуры, на наш взгляд, не является ни полным, ни системным, поскольку исследователи фиксируют свое внимание на отдельных ее сторонах, рассматривая экологическую культуру как часть общечеловеческой культуры, связанную главным образом с грамотным природопользованием .
Расширение границ научного познания, философское осмысление и более широкая интерпретация экологии как науки, выход ее за пределы биологических рамок в социальную область обусловливает более широкую трактовку понятия «экологическая культура».
С.Н.
Глазачев
[70, 69] определяет экологическую культуру как новое содержание, новое качество, основу которых составляют универсальные, передаваемые из поколения в поколение общечеловеческие ценности Земля, Природа, Жизнь, Человек важнейшие факторы управления взаимодействием в системе «человек общество природа».
Автором неоднократно подчеркивается, что наиболее важными аспектами, обеспечивающими синхронное развитие природы и общества, являются диалог культур, взаимодействие и партнерство, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, глубокое взаимоотношение разных языков культуры науки, искусства, религии.

В контексте исследования определим понятие «культура» исходя из общефилософских, культурологических позиций и обозначим сущность экологической культуры, ее место, роль и функции в системе общей культуры.
В современной культурологии и философии исследователи вы деляют несколько подходов к определению культуры функцио

[Back]