скорее, о научно-экологическом миропонимании, основанном на осознании тотальности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, протекающих в природных системах. К этому уровню учащиеся подходят на старшей ступени, когда сформирован достаточный объем частнонаучных знаний и интеллектуальных умений. Подлинное экогуманистическое мировоззрение формируется на третьем, методологическом уровне, что связано с философским обобщением представлений о мире, человеке, его деятельности и творчестве, усвоением идеи всеединства и универсальной этики. Его становление происходит в процессе освоения таких предметных областей как естествознание, обществознание, философия, что в большинстве случаев выходит за рамки дополнительного образования. Проанализировав точки зрения разных исследователей, мы подошли к осмыслению сущности экологической культуры индивида. Экологическая культура личности является компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегающей деятельности. Обобщение приведенных выше взглядов ученых на экологическую культуру позволяет предположить, что она проникает во все сферы личности и области окружающей действительности, которые в свою очередь могут влиять на ее воспитание. М.И. Васильева подчеркивает, что в экологической культуре все сферы сознания проявляются в разных областях действительности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной [57]. 83 |
19 цессу; научно-практическом руководстве создания учебно-воспитательной системы эколого-биологического центра и соответствующего методического обеспечения; разработке разноуровневых программ дополнительного экологического образования, ставших победителями всероссийских конкурсов (Москва, 1996, 2001). На защиту выносятся следующие положения: 1. Экологическая культура личности является компонентом общ ечеловеческой культуры, интегрирую щ им экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний, умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегающей деятельности. 2. Концептуальными основами развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования выступают: методологическая обусловленность развиваю щ их програм м идеями русского космизма, философии всеединства, универсальной этики и эволюционизма; структурирование целей развития экологической культуры исходя из сущности экогуманистического мировоззрения учащихся; интегральный подход к отбору, конструированию и реализации содержания дополнительного экологического образования учащихся на основе приоритета педагогических принципов: природои культуросообразности, гуманизации, гуманитаризации, дополнительности, вариативности, индивидуализации и регионализации: доминирование в созидательной деятельности учащихся эколого-развивающих форм и методов (микроисследования; детский 69 нованная на целостном представлении о нем. Природоцентрический и экоцентрический подходы к миру составляет его основу. Экогуманистическое мировоззрение включает ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и требования экологического и нравственного императивов, ответственность индивида за сохранение благоприятной социоириродной среды. Экогуманистическое мировоззрение это интерференция объективного знания о мире и субъективно воспринимаемого, личностно значимого его образа, которая позволяет дополнить знание отношением к нему и помочь личности самоопределиться в деятельности. По характеру формирования можно выделить три уровня экогуманистического мировоззрения эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический или жизненно-практический уровень это скорее миропонимание, базирующееся на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включающее в себя национальные и культурные традиции, религиозные верования и эзотерические представления, а также такие «ненаучные» знания, которые постигаются через мифологию, мистику, искусство, религию, практический опыт. Теоретический уровень базируется на научном понимании окружающего мира, изучении и осознании глубоких взаимосвязей всех процессов и явлений [301]. Его основу составляют идеи системности мира, экоразвития, коэволю ции и природоцентризма, научно обосновывающие природосообразность поведения и деятельности. В системе дополнительного образования можно говорить, скорее, о научно-экологическом миропонимании, основанном на осознании тотальности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, про 70 текающих в природных системах. К этому уровню учащиеся подходят на старшей ступени, когда сформирован достаточны й объем частнонаучных знаний и интеллектуальных умений. Подлинное экогуманистическое мировоззрение формируется на третьем, методологическом уровне, что связано с философским обобщением представлений о мире, человеке, его деятельности и тво рчестве, усвоением идеи всеединства и универсальной этики. Его становление происходит в процессе освоения таких предметных областей как естествознание, обществознание, философия, что в большинстве случаев выходит за рамки дополнительного образования. П роанализировав точки зрения разных исследователей, мы подошли к осмыслению сущности экологической культуры индивида. Экологическая культура личности является компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегаюшей деятельности. Обобщение приведенных выше взглядов ученых на экологическую культуру позволяет предположить, что она проникает во все сферы личности и области окружающей действительности, которые в свою очередь могут влиять на ее воспитание. Н.Ф . Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре все сферы сознания проявляются в разных областях действительности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной [57]. Приведенная позиция дает возможность сопоставить развитие экологической культуры индивида с развитием всех сфер психики человека в единстве эмоционально-ценностной, интеллектуальнопознавательной и волевой сторон. |