Приведенная позиция дает возможность сопоставить развитие экологической культуры индивида с развитием всех сфер психики человека в единстве эмоционально-ценностной, интеллектуально-познавательной и волевой сторон. На основании этого в структуре экологической культуры личности выделяются четыре когерентных компонента: когнитивный, ценностно-смысловой, эмоционально-эстетический и деятельностный. Данные компоненты экологической культуры О.Г. Тавстуха называет когерентными, подчеркивая тем самым их взаимозависимость в процессе развития экологической культуры учащихся [312]. Когнитивный компонент отражает познавательную, информационную, коммуникативную и ориентационную функции экологической культуры и включает систему знаний, на основе которых строится целостная картина мира, систематизирующая и обобщающая результаты индивидуального и общечеловеческого познания, характер практической деятельности, готовность и стремление получать, искать, перерабатывать экологически значимую информацию и творчески использовать ее на практике. Система знаний, входящих в когнитивный компонент, должна обеспечивать: понимание единства мира и способов его постижения; осознание самоценности природы и человека как ее части; понимание системности и процессуальное™ мира; постижение единых механизмов самоорганизации и развития всех его подсистем, всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде; осознание взаимосвязей между людьми, культурой и природой, роли и места человека в системе Мироздания; формирование ценностно-смысловых ориентаций и морально-нравственных установок; становление экогуманистического мировоззрения; развитие умений и навыков практической экологически сообразной деятельности и поведения. Выделяя обозначенный компонент, мы исходили из важности экологических знаний для жизни человека в быстроменяющемся мире, которые в своей сущности обладают огромным гуманизирующим потенциалом, выполняя важную роль в поиске путей сохранения биосферы и человечества в целом. Ког84 |
70 текающих в природных системах. К этому уровню учащиеся подходят на старшей ступени, когда сформирован достаточны й объем частнонаучных знаний и интеллектуальных умений. Подлинное экогуманистическое мировоззрение формируется на третьем, методологическом уровне, что связано с философским обобщением представлений о мире, человеке, его деятельности и тво рчестве, усвоением идеи всеединства и универсальной этики. Его становление происходит в процессе освоения таких предметных областей как естествознание, обществознание, философия, что в большинстве случаев выходит за рамки дополнительного образования. П роанализировав точки зрения разных исследователей, мы подошли к осмыслению сущности экологической культуры индивида. Экологическая культура личности является компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоориентированную картину мира и проявляются в эффективной природои человекосберегаюшей деятельности. Обобщение приведенных выше взглядов ученых на экологическую культуру позволяет предположить, что она проникает во все сферы личности и области окружающей действительности, которые в свою очередь могут влиять на ее воспитание. Н.Ф . Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре все сферы сознания проявляются в разных областях действительности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной [57]. Приведенная позиция дает возможность сопоставить развитие экологической культуры индивида с развитием всех сфер психики человека в единстве эмоционально-ценностной, интеллектуальнопознавательной и волевой сторон. На основании этого в структуре экологической культуры личности нами были выделены четыре когерентных компонента: когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельностный. Данные компоненты экологической культуры мы назвали когерентными, подчеркивая тем самым их взаимозависимость в процессе развития экологической культуры учащихся. Когнитивный компонент отражает познавательную, информационную, коммуникативную и ориентационную функции экологической культуры и включает систему знаний, на основе которых строится целостная картина мира, систематизирующая и обобщающая результаты индивидуального и общечеловеческого познания, характер практической деятельности, готовность и стремление получать, искать, перерабаты вать экологически значимую информ ацию и творчески использовать ее на практике. Система знаний, входящих в когнитивный компонент, должна обеспечивать: понимание единства мира и способов его постижения; осознание самоценности природы и человека как ее части; понимание системности и процессуальности мира; постижение единых механизмов самоорганизации и развития всех его подсистем, всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, протекающих в социоприродной среде; осознание взаимосвязей между людьми, культурой и природой, роли и места человека в системе Мироздания; формирование ценностно-смысловых ориентаций и моральнонравственных установок; -становление экогуманистического мировоззрения; развитие умений и навыков практической экологически сообразной деятельности и поведения. 72 Выделяя обозначенный компонент, мы исходили из важности экологических знаний для жизни человека в быстроменяю щ емся мире, которые в своей сущности обладают огромным гуманизирующим потенциалом, выполняя важную роль в поиске путей сохранения биосферы и человечества в целом. На современном этапе экология является комплексной дисциплиной, исследующей различные отношения между живыми организмами и окружающей средой, в том числе и социальные взаим оотношения в системе: «человек природа общество». В настоящее время каждому человеку необходимо знание законов, согласно которым осуществляется развитие природы, чтобы в своей жизни, в отношениях к людям и природе выполнять важную заповедь: «Не навреди!». Чрезвычайно важно помочь подрастаю щему поколению приобрести умение прогнозировать результаты своих воздействий на природу, думать не однолинейно, планируя совершить какое-либо действие, а находить причинно-следственные связи не только с настоящим, но и между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. Однако в рамках отдельных школьных дисциплин, преимущ ественно формирующих частнонаучные знания о мире, сделать эго в полном объеме невозможно. В настоящий момент таким интегрирующим потенциалом обладает система дополнительного образования детей. Являясь инновационной образовательной формой, она гибко и вариативно реагирует на изменения социокультурной динамики современного мира. Стратегия самостоятельного развития учреждения дополнительного образования детей способствует обновлению содержания и рождению новых организационных форм дополнительного экологического образования. |