Проверяемый текст
Савенков Алексей Валерьевич. Принцип индивидуализации при назначении наказания (Диссертация 2004)
[стр. 144]

вершение насильственных и иных действий.
В то же время необходимо учитывать, что действующее уголовное законодательство предусматривает две статьи, регламентирующие ответственность за преступления, совершенные на этой почве.

Это ст.
136 УК РФ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и ст.
282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), в которых изложенные обстоятельства являются признаками составов преступлений.
Пункт «е.
1» ч.
1 ст.
63 УК РФ.
Совершение преступления из мести за правомерные действия других
лии.
а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение
Под совершением преступления из мести за правомерные действия других лиц следует понимать, прежде всего, выполнение гражданином своего общественного долга, к которому, например, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г.
«О судебной практике по делам об убийстве (ст.
105 УК РФ)» отнес: осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий, например, пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления и др.16’ В продолжение данного разъяснения, на наш взгляд, следует добавить и то, что указанное обстоятельство суд обязан признать отягчающим не только в случае назначения наказания виновному за преступление, совершенное в отношении лица, выполнявшего свой общественный долг, но и в отношении его близких родственников, к которым согласно п.
4 ст.
5 УПК РФ относятся:
су164 Судебная практика по уголовным делам.
Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской
Федерации.
М„ 2001.
С.
502.
144
[стр. 154]

Пункт «е» ч.
1 cm.
63 УКРФ.
Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, измести за правомерные действия другихлиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.
В соответствии с ч.
2 ст.
19 Конституции РФ в Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Совершение преступлений по этим мотивам нередко отличается ненавистью и жестокостью по отношению к потерпевшим, неприязнью к исторически сложившейся общности людей, которых связывает единая территория, язык, общность культурных и экономических традиций и интересов.
При этом национальная ненависть или вражда выражаются в стремлении виновного показать неполноценность, ущербность, неприглядность или ограниченность людей конкретной национальности либо отдельного гражданина, расовая в неприязни к людям, носителям генетически закрепленных физических особенностей цвет кожи, форма лица и т.д., а религиозная предполагает неприязнь как между конфессиями (например, ислам, православие и т.д.), так и в рамках одного вероисповедания (например, старообрядчество и никонианство в рамках православия).1 В таких случаях преступные деяния могут выражаться в оскорблении национальных или расовых чувств, традиций, убеждений, отношения к той или иной форме религии, совершение насильственных и иных действий.
В то же время необходимо учитывать, что действующее уголовное законодательство предусматривает две статьи, регламентирующие ответственность за преступления, совершенные на этой почве.

Эго ст.
136 УК РФ (нарушение равноправия граждан) и ст, 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозСтановский М.Н.
Указ.
соч.
С.
257.


[стр.,155]

ной вражды), в которых изложенные обстоятельства являются признаками составов преступлений.
Под совершением преступления из мести за правомерные действия других лиц следует понимать, прежде всего, выполнение гражданином своего общественного долга, к которому, например, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г.
«О судебной практике по делам об убийстве (ст.
105 УК РФ)» отнес: осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий, например, пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления и др.1 В продолжение данного разъяснения, на наш взгляд, следует добавить и то, что указанное обстоятельство суд обязан признать отягчающим не только в случае назначения наказания виновному за преступление, совершенное в отношении лица, выполнявшего свой общественный долг, но и в отношении его близких родственников, к которым согласно п.
4 ст.
5 УПК РФ относятся:
супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки; и, кроме того, иных лиц, состоящих с ним в родстве, свойстве (например, родственники супруга), и лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (например, жених, невеста, сожительница и др.).
Совершение преступления с целью скрыть другое преступление характеризуется тем, что виновный преследует цель скрыть как ранее совершенное преступление, так и другое, которое предполагает совершить в будущем.
Например, с целью сокрытия кражи лицо поджигает помещение, дом или иное 1Судебная практика по уголовным делам.
Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской
Федерадии.
М., 2001.
С.
502.
155

[Back]