Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 104]

межличностные отношения.
Статусная коммуникация значима для личности, к ней нет нейтрального отношения.
Важно определить статус, утвердить, подтвердить или изменить его.
Для представителей того или иного городского сообщества или группы важно, является ли человек таким же как и остальные члены группы «одним из».
В частности пребывание человека в пространстве города определяется его статусом, который предполагает обязательное посещение тех или иных мест, согласно его положению в обществе.

Статусная роль предопределяет поведение человека, которое обусловлено его социальным
положением.
От участников коммуникационного процесса в пространстве города требуется адекватное осмысление как собственной социальной роли, так и роли собеседника.
Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбирать предпочитаемый стиль поведения.
Коммуникация обоюдно эффективна только при взаимной схожести ее участников, организующих совместную деятельность.
К сожалению, ситуация, когда направленность коммуникативной цели участников принципиально различна, встречается довольно часто
[116, с.
16].
Наибольшую значимость и одновременно сложность среди существующих социокультурных направлений имеет тенденция к диалогу культур внутри единого коммуникационного поля,
то есть диалоговая коммуникация, которая включает в себя: общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений), коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), социальное поведение и социальную деятельность как нацеленность на единые действия [121, с.
19].
В социокультурном пространстве города субъектам важен не сам процесс обмена информацией, но способ организации общей деятельности.
При ее планировании необходима такая регуляция действий одного субъекта «планами, созревшими в голове другого», которая и будет делать деятельность действительно социальной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный субъект, а та или
104
[стр. 89]

(предприятия, учреждения и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач.
Такой коммуникационный процесс может быть представлен как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации членов того или иного городского сообщества.
Все типы межличностной коммуникации в городском пространстве можно условно поделить на две группы: обмен информацией и определение статуса.
В настоящее время эти два аспекта играют важную роль во взаимоотношениях триады «личность — группа — мир».
Элементарный обмен информацией не ориентирован на внутригрупповые, межличностные отношения.
Статусная коммуникация значима для личности, к ней нет нейтрального отношения.
Важно определить статус, утвердить, подтвердить или изменить его.
Для представителей того или иного городского сообщества или группы важно, является ли человек таким же как и остальные члены группы «одним из».
В частности пребывание человека в пространстве города определяется его статусом, который предполагает обязательное посещение тех или иных мест, согласно его положению в обществе.

Либо невозможность их посещения ввиду принадлежности к менее значимой по положению и статусу в обществе группе.
Можно говорить о том, что статусная роль предопределяет поведение человека, которое обусловлено его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением.
От участников коммуникационного процесса в пространстве города требуется адекватное осмысление, как собственной социальной роли, так и роли собеседника.
Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбирать предпочитаемый стиль поведения.
Коммуникация обоюдно эффективна только при взаимной схожести ее участников, организующих совместную деятельность.
К сожалению, ситуация, когда направленность коммуникативной цели участников принципиально различна, встречается довольно часто.

Такая 89

[стр.,90]

коммуникация неэффективна.
Особенно с точки зрения обмена информацией в городе.
В настоящее время становится очевидным то, что наибольшую значимость и одновременно сложность среди существующих социокультурных направлений имеет тенденция к диалогу культур внутри единого коммуникационного поля.
По мнению Н.Л.
Виноградовой, диалоговая коммуникация включает в себя: общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений), коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), социальное поведение и социальную деятельность как нацеленность на единые 138 действия .
В социокультурном пространстве города субъектам важен не сам процесс обмена информацией, но способ организации общей деятельности.
При ее планировании необходима такая регуляция действий одного субъекта «планами, созревшими в голове другого»139, которая и будет делать деятельность действительно социальной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный субъект, а та или
иная социальная группа.
Межкультурный диалог способствует вовлечению культуры внутрь единого глобального коммуникационного пространства.
Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации (толерантности) друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде.
Мир начинает говорить на языке стран, господствующих в нем.
Заинтересованность России общемировыми социокультурными процессами определила задачу постижения культурных особенностей других стран.
Построение общей пространственно-смысловой сферы невозможно без освоения и уяснения ее культурного контекста, а это требует достижения понимания между носителями различной культуры.
В то же время следует учитывать и тот факт, что взаимодействие стран и народов приобретает * 133 133 Виноградова Н.Л.
Диалогическое взаимодействие и социальное пространство.
Волгоград, 2006.
С.
30.
133 Ломов Б.Ф.
Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии.
М., 1975.
С.
12.
90

[Back]