Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 105]

иная социальная группа.
Межкультурный диалог способствует вовлечению культуры внутрь единого глобального коммуникационного пространства.
Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации (толерантности) друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде.

Межкультурная коммуникация представляет собой обогащение одной культуры элементами другой, равно как и ее подавление другой культурой, причем не всегда более высокой.
Это оказывается возможным благодаря открытости и непредсказуемости системы «культура».
Отсюда отношения внутри структуры межкультурной коммуникации не только сложны, но
противоречивы и подчас агрессивны.
Взаимодействие между элементами коммуникативной цепи может проходить как в режиме нейтралитета, так и в форме явной или скрытой борьбы.
Современная социокультурная ситуация являет собой тому подтверждение
[129, с.
22].
С современном мегаполисе миграционные потоки разной скорости обусловливают все стороны городской жизни.
Город заинтересован в стабильном привлечении людей.

Это располагает к созданию всевозможных дополнительных адаптационных механизмов коммуникации, начиная от знаков, облегчающих ориентацию в пространстве города, и завершая культурно-образовательными программами, ориентированными на внедрение вновь прибывших в городское сообщество.
В данных условиях все труднее оказывается поддерживать некий единый тип коммуникативного поведения, единую коммуникативную среду, а соответственно, и фундаментальные механизмы восприятия и образцы поведения, без которых единство города, уже не поддерживаемое традиционным социокультурными механизмами, вполне может стать неуправляемым и хаотичным.
Разнонаправленные процессы человеческой
105
[стр. 81]

Интенсификация коммуникации расширила горизонты городской жизни, обострив в то же время ее противоречия, нередко носящие характер парадоксов.
Резкий всплеск активности может порождать препятствия для своей собственной продуктивной реализации, как это происходит в области материальной коммуникации в городе, когда, например, резкий рост числа транспортных средств, предназначенных для ускорения передвижения жителей, приводит в реальности к замедлению движения из-за перегрузки транспортных магистралей.
Социокультурное пространство города это не просто нейтральный фон, на котором происходят коммуникативные взаимодействия.
Это пространство зависит от того, что происходит в социальном мире.
Оно определено творческой энергией индивидов, находящихся во взаимодействии.
Социокультурные отношения задают топологию пространства посредством четкой структуры диалога, т.
е структуры социокультурного бытия в городе.
В ходе реализации диалогического взаимодействия социокультурное пространство города с одной стороны, задает условия конкретного взаимодействия, с другой, само осуществляется вследствие диалога.
Чтобы обеспечить развитие коммуникативной среды города, необходима ее готовность к максимальной открытости.
Именно это обстоятельство становится одним из источников обострения противоречий городской жизни.
В сочетании с мобильностью связи возможность быстрого вхождения в коммуникативную среду (или «подключения» к ней) окончательно дематериализует город, превращая его в величину в значительной степени виртуальную.
Межкультурная коммуникация представляет собой обогащение одной культуры элементами другой, равно как и ее подавление другой культурой, причем не всегда более высокой.
Это оказывается возможным благодаря открытости и непредсказуемости системы «культура».
Отсюда отношения внутри структуры межкультурной коммуникации не только сложны, но
81

[стр.,82]

противоречивы и подчас агрессивны.
Взаимодействие между элементами коммуникативной цепи может проходить как в режиме нейтралитета, так и в форме явной или скрытой борьбы.
Современная социокультурная ситуация являет собой тому подтверждение.

Мегаполис лишается своей традиционной социальной опоры.
Он становится городом без горожан: внушительное количество людей, участвующих в жизни мегаполиса, не является его «настоящим», коренным населением.
Миграционные потоки разной скорости обусловливают все стороны городской жизни.
Город заинтересован в стабильном привлечении людей.

Эго располагает к созданию всевозможных дополнительных адаптационных механизмов коммуникации, начиная от знаков, облегчающих ориентацию в пространстве города, и завершая культурно-образовательными программами, сориентированными на внедрение вновь прибывших в городское сообщество.
В данных условиях все труднее оказывается поддерживать некий единый тип коммуникативного поведения, единую коммуникативную среду, а соответственно, и фундаментальные механизмы восприятия и образцы поведения, без которых единство города, уже не поддерживаемое традиционным социокультурными механизмами, вполне может стать неуправляемым и хаотичным.
Разнонаправленные процессы человеческой
деятельности, основанные на личном социокультурном опыте и интересе, превращают город в поли культурный коммуникационный сгусток.
Возможность быстрого вхождения в коммуникативные структуры города, возможность быстрого создания собственных коммуникативных структур приводит к постоянной фрагментации, дроблению среды городского общения, ее перекраиванию, неустойчивости.
Относительная легкость входа и выхода ослабляет ответственность за действия в коммуникативной среде города, а фрагментация общения в сочетании с соци&дьной, этнической и конфессиональной неоднородностью населения становится серьезным механизмом дезинтеграции города, прогрессирующего 82

[стр.,90]

коммуникация неэффективна.
Особенно с точки зрения обмена информацией в городе.
В настоящее время становится очевидным то, что наибольшую значимость и одновременно сложность среди существующих социокультурных направлений имеет тенденция к диалогу культур внутри единого коммуникационного поля.
По мнению Н.Л.
Виноградовой, диалоговая коммуникация включает в себя: общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений), коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), социальное поведение и социальную деятельность как нацеленность на единые 138 действия .
В социокультурном пространстве города субъектам важен не сам процесс обмена информацией, но способ организации общей деятельности.
При ее планировании необходима такая регуляция действий одного субъекта «планами, созревшими в голове другого»139, которая и будет делать деятельность действительно социальной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный субъект, а та или иная социальная группа.
Межкультурный диалог способствует вовлечению культуры внутрь единого глобального коммуникационного пространства.
Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации (толерантности) друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде.

Мир начинает говорить на языке стран, господствующих в нем.
Заинтересованность России общемировыми социокультурными процессами определила задачу постижения культурных особенностей других стран.
Построение общей пространственно-смысловой сферы невозможно без освоения и уяснения ее культурного контекста, а это требует достижения понимания между носителями различной культуры.
В то же время следует учитывать и тот факт, что взаимодействие стран и народов приобретает * 133 133 Виноградова Н.Л.
Диалогическое взаимодействие и социальное пространство.
Волгоград, 2006.
С.
30.
133 Ломов Б.Ф.
Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии.
М., 1975.
С.
12.
90

[Back]