Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 107]

каналов телевидения, которыми пользуются этнические мигранты), удовлетворяющую их основные потребности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной деятельности горожан, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнуто взаимопонимание, которое реализуется в новых попытках дальнейшего совместного развития и организации этой деятельности.
Одновременное участие большого количества горожан в этой деятельности означает, что каждый должен
внести свою лепту, что и позволяет интерпретировать диалогическое взаимодействие не как саму деятельность, а как организующий принцип, как способ социокультурного существования.
Чтобы обеспечить развитие коммуникативной среды города, необходима ее готовность к максимальной открытости.
Именно это обстоятельство становится одним из источников обострения противоречий городской жизни.
В сочетании с мобильностью связи возможность быстрого вхождения в коммуникативную среду
окончательно дематериализует город, превращая его в величину в значительной степени виртуальную [197, с.
82].
Неоднородность коммуникативной среды, гетерогенность социокультурного пространства города требуют от горожан умения разбираться в этой пестрой и быстро меняющейся обстановке, трансформировать свое поведение в зависимости от того, в каком информационном и коммуникативном поле он оказывается либо желает попасть.
Несмотря на то, что в принципе город настроен на постоянную интенсификацию процессов общения, тем не менее, данные процессы определенным образом организуются: формируются особые сферы общения, доступ к которым упорядочен, и ограничен.

Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных сферах жизнедеятельности предполагает необходимость 107
[стр. 81]

Интенсификация коммуникации расширила горизонты городской жизни, обострив в то же время ее противоречия, нередко носящие характер парадоксов.
Резкий всплеск активности может порождать препятствия для своей собственной продуктивной реализации, как это происходит в области материальной коммуникации в городе, когда, например, резкий рост числа транспортных средств, предназначенных для ускорения передвижения жителей, приводит в реальности к замедлению движения из-за перегрузки транспортных магистралей.
Социокультурное пространство города это не просто нейтральный фон, на котором происходят коммуникативные взаимодействия.
Это пространство зависит от того, что происходит в социальном мире.
Оно определено творческой энергией индивидов, находящихся во взаимодействии.
Социокультурные отношения задают топологию пространства посредством четкой структуры диалога, т.
е структуры социокультурного бытия в городе.
В ходе реализации диалогического взаимодействия социокультурное пространство города с одной стороны, задает условия конкретного взаимодействия, с другой, само осуществляется вследствие диалога.
Чтобы обеспечить развитие коммуникативной среды города, необходима ее готовность к максимальной открытости.
Именно это обстоятельство становится одним из источников обострения противоречий городской жизни.
В сочетании с мобильностью связи возможность быстрого вхождения в коммуникативную среду
(или «подключения» к ней) окончательно дематериализует город, превращая его в величину в значительной степени виртуальную.
Межкультурная коммуникация представляет собой обогащение одной культуры элементами другой, равно как и ее подавление другой культурой, причем не всегда более высокой.
Это оказывается возможным благодаря открытости и непредсказуемости системы «культура».
Отсюда отношения внутри структуры межкультурной коммуникации не только сложны, но 81

[стр.,83]

отчуждения отдельных групп населения, открывая путь к конфликтам разной степени интенсивности, вплоть до острых вспышек насилия, приобретающих внушительные размеры.
Разноречие всегда было одним из компонентов жизни мегаполиса, однако баланс между общей коммуникативной средой, общим языком и единым дискурсивным шаблоном и относительно самостоятельными коммуникативными субкультурами оказывается все более неустойчивым.
Хотя язык того или иного мегаполиса и можно уподобить, (хотя бы в значительной его части) некоторому диалекту, однако диалектом в классическом смысле он не является.
Существуют некоторые отличительные черты (чаще всего это типичные слова для обозначения реалий повседневности, составляемые в последнее время московско-петербургские словари) языка той части жителей города, которая составляетдостаточно устойчивое ядро населения.
Однако они уже не составляют единой языковой системы, а механизмы изменения такой системы также значительно отличаются от механизмов изменения традиционного диалекта.
Самое же главное: этот диалект не наделен механизмом, разрешающим его принятие всеми жителями, не исключает значительных групп, не ощущающих потребности в том, чтобы им овладевать.
Эти группы порождают свою коммуникативную среду (в том числе и поддерживаемую извне, например, за счет спутниковых каналов телевидения, которыми пользуются этнические мигранты), удовлетворяющую их основные потребности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе совместной деятельности горожан, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнуто взаимопонимание, которое реализуется в новых попытках дальнейшего совместного развития и организации этой деятельности.
Одновременное участие большого количества горожан в этой деятельности означает, что каждый должен
83

[стр.,84]

внести свою лепту, что и позволяет интерпретировать диалогическое взаимодействие не как саму деятельность, а как организующий принцип, как способ социокультурного существования.
Неоднородность коммуникативной среды, гетерогенность социокультурного пространства города требуют от горожан умения разбираться в этой пестрой и быстро меняющейся обстановке, трансформировать свое поведение в зависимости от того, в каком информационном и коммуникативном поле он оказывается либо желает попасть.
Несмотря на то, что в принципе город настроен на постоянную интенсификацию процессов общения, тем не менее, данные процессы определенным образом организуются: формируются особые сферы общения, доступ к которым упорядочен, и ограничен.

«Гетерогенность нельзя переплавить во что-то иное, синтезировать, перевести во внутреннее измерение, воплотить: коммуникация в этих условиях обозначает возможность сосуществования множественного порядка, уникального бытия и со-бытия»126.
Городская архитектура это своего рода отражение коммуникативных процессов, происходящих в пространстве города.
Градостроительная концепция, а возможно и ее принципиальное отсутствие, исключают и отрицают раскрытие и понимание географии, геополитики, культуры, а значит, и фактуры места, его значения и социальной роли в жизни охраны.
Безусловно, свое неблаговидное значение имела пресловутая, избегающая новаций и сильных потрясений, советская административно командная система127.
Безличная маркировка для современных районов, где дома близнецы, и скучная планировка обезличивают самого человека: походка, поведение, унифицированная одежда и прическа, иногда даже без полового различения, лишает человека малейшего намека на уникальность и 126 Костина О.В.
Онтология коммуникации.
Саратов, 2004.
С.
N.
127 Фоломесва-Вдовина С.Б.
Самоидентичность пространства как культурно-историческиП и геополитический феномен (на примере Республики Бурятия) И Муниципальная социальная политика и общественность: реалии и перспективы.
Мат.
междунар.
науч.-практ.конф.
Улан-Удэ, 2006.
С.
163.
84

[Back]