как отмечал О. Шпенглер, культура живет до тех пор, пока сохраняется ее абсолютно интимная, сокровенная связь с душой человека. Душа культуры не может существовать сама по себе. Она живет в неразрывной связи с душами людей, наполненными ее ценностями и смыслами. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм» [248, с. 6]. Эта мысль не утратила своей актуальности по отношению к сложившейся сегодня тенденции к тому, когда многие достояния культуры начинают рассматриваться лишь в своих внешних, эстетизированных проявлениях, в отрыве от контекста мировоззрения людей, формировавших их оригинальные критерии смыслообразования. В.П. Бранский предлагает понимать под социальной информацией такую информацию, которая касается, прежде всего, «отношений людей, их взаимодействий, их потребностей, интересов и т.д.». Он отмечает, что эта информация является классово обусловленной и идеологически запрограммированной. «Новые средства коммуникации оказывают на человека синтетическое комплексное воздействие, одновременно заполняя все каналы восприятия информации» [35, с. 34]. Фактически мы вовлечены внутрь глобального коммуникационного пространства, резко меняющего свойства и характер межкультурного диалога. Коммуникационная сила оказывает колоссальное воздействие на диалог всех культур между собой. Таким образом, в современных условиях интенсификация коммуникации расширила горизонты городской жизни, обострив в то же время ее противоречия, нередко носящие характер парадоксов, приводящих к открытым столкновениям носителей различных городских субкультур. 110 |
Интенсификация коммуникации расширила горизонты городской жизни, обострив в то же время ее противоречия, нередко носящие характер парадоксов. Резкий всплеск активности может порождать препятствия для своей собственной продуктивной реализации, как это происходит в области материальной коммуникации в городе, когда, например, резкий рост числа транспортных средств, предназначенных для ускорения передвижения жителей, приводит в реальности к замедлению движения из-за перегрузки транспортных магистралей. Социокультурное пространство города это не просто нейтральный фон, на котором происходят коммуникативные взаимодействия. Это пространство зависит от того, что происходит в социальном мире. Оно определено творческой энергией индивидов, находящихся во взаимодействии. Социокультурные отношения задают топологию пространства посредством четкой структуры диалога, т. е структуры социокультурного бытия в городе. В ходе реализации диалогического взаимодействия социокультурное пространство города с одной стороны, задает условия конкретного взаимодействия, с другой, само осуществляется вследствие диалога. Чтобы обеспечить развитие коммуникативной среды города, необходима ее готовность к максимальной открытости. Именно это обстоятельство становится одним из источников обострения противоречий городской жизни. В сочетании с мобильностью связи возможность быстрого вхождения в коммуникативную среду (или «подключения» к ней) окончательно дематериализует город, превращая его в величину в значительной степени виртуальную. Межкультурная коммуникация представляет собой обогащение одной культуры элементами другой, равно как и ее подавление другой культурой, причем не всегда более высокой. Это оказывается возможным благодаря открытости и непредсказуемости системы «культура». Отсюда отношения внутри структуры межкультурной коммуникации не только сложны, но 81 не требуются специальные помещения. Благодаря специальным компьютерным классам люди со всего мира могут совершить виртуальную экскурсию по крупнейшему собранию российского изобразительного искусства. Программа демонстрирует залы музея, многие картины в отдельности, рассказывает о художниках и истории разных направлений в искусстве. За последние пять лет таких филиалов открылось более тридцати. Все это наталкивает на мысль о необходимости осознания опасности подмены общения человека с подлинными феноменами культуры лишь знакомством с их вторичными, информационными репрезентациями. Ведь, как отмечал О. Шпенглер, культура живет до тех пор, пока сохраняется ее абсолютно интимная, сокровенная связь с душой человека. Душа культуры не может существовать сама по себе. Она живет в неразрывной связи с душами людей, наполненными ее ценностями и смыслами. «Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз 1 У П и последнее ухо, которым был доступен язык их форм» . Эта мысль нс утратила своей актуальности по отношению к сложившейся сегодня тенденции к тому, когда многие достояния культуры начинают рассматриваться лишь в своих внешних, эстетизированных проявлениях, в отрыве от контекста мировоззрения людей, формировавших их оригинальные критерии смыслообразования. В.Г. Афанасьев предлагает понимать под социальной информацией такую информацию, которая касается, прежде всего, «отношений людей, их взаимодействий, их потребностей, интересов и т.д.». Он отмечает, что эта информация является классово обусловленной и идеологически 181 запрограммированной. «Новые средства коммуникации оказывают на 130 130 Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993. С. 329. 3: Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Социальная информация (некоторые методологические аспекты) II Вопросы философии. 1974. Кг 10. С. 64. ПО человека синтетическое комплексное воздействие, одновременно заполняя все каналы восприятия информации»182 183. Фактически мы вовлечены внутрь глобального коммуникационного пространства, резко меняющего свойства и характер межкультурного диалога. Коммуникационная сила оказывает колоссальное воздействие на диалог всех культур между собой. Коммуникация ведет диалог между культурами по собственным законам и установкам. Движение смыслов (знания, умения, эмоции, стимулы и их производные убеждения, идеалы, верования, ценности) в информационном пространстве города распределяет культурные ценности и ориентиры для потребителей культуры, социализируя, обновляя культурные образцы, и*> формируя новое мировоззрение . В глобальном коммуникационном пространстве городам приходится соперничать друг с другом, даже если они этого не хотят. Глобальные процессы оказывают влияние на качество жизни в городе. За последнее десятилетие изменились не только сами горожане, но и пространство, в котором они живут. Современные города это места концентрации всей глобальной экономики. Одним из индикаторов глобализации является технология. Средства массовой коммуникации претерпевают период стремительного совершенствования. «Сужается» и общемировое социокультурное пространство. С каждым днем растет число пользователей компьютеров. Новые технологии не только расширили коммуникационное пространство, изменив его структуру, но и выявили важнейшие негативные аспекты присущей ему социокультурной системы. Прежде всего, ее манипулятивный характер. Вследствие новых информационных тенденций, современный город уязвим перед любыми информационными импульсами деструктивными факторами и разнообразными социальными девиациями. Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и ш Григорян Г.П. О средствах коммуникации и судьбах человечества в попфилософии М. Маклюэна И Вопросы философии. 1972. №10. С. 6. 183 Манксвпч И.А. Социально коммуникативный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания и перспективе XXI века. К 80-лстпю профессора М.С. Кагана: мат. междунар. науч. конф. СПб.: Серия «Зутрозшт». Выпуск 12,2001. С. 83-87. 111 |