Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 111]

Результатом информационного обмена в социокультурном пространстве современного города является складывание культурной идентичности, когда человеком усвоены и приняты господствующие в данном обществе элементы сознания, манеры, нормы, ценности и т.д.
Существование личности представляется более упорядоченным, понятным и предсказуемым, когда происходит его самоотождествление с господствующими в данном обществе культурными образцами.
Социокультурная среда города является важным фактором самоидентификации индивида, понимаемой как способ осознания человеком своей принадлежности к той
или иной общности.
В процессе идентификации дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д.
и их ценности, нормы, образцы поведения как свои личные.
Идентификация означает внутреннее освоение индивидом ценностей культуры того или иного общества и представляет собой процесс социального научения.
В сетевом обществе меняются принципы не только
материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве.
Современный житель города переживает чувство культурной идентичности с местом, пространством и предметным окружением, которые очень значимы для него в повседневной жизни.
Их потеря способствует утрате жизненно
важного пространства, что может привести к развитию психопатологических реакций и серьезно угрожает душевному равновесию и здоровью.
Такие потери могут привести и к потере ориентации во времени и пространстве, понимания самого себя.
В этом смысле чувство территориальности обеспечивает сохранность баланса собственного Я, физических и духовных отношений с окружающими, нормального восприятия всех важных жизненных ценностей.

111
[стр. 123]

составляющей, к выработке современной системой ценностей единого социокультурного пространства, к так называемой, всеобщей социокультурной реальности.
Соответственно, этот фактор влияет и на формирование структуры субъектов массово-коммуникативног о воздействия.
Ведущую роль в данной структуре приобретают субъекты, утрачивающие национальную культуру под влиянием межнациональных и интернациональных процессов.
В этом плане в массово-коммуникативной деятельности вырабатывается система ценностей, ориентирующая массовое сознание на уход от традиционности и приятие универсальных норм и ценностей.
Этому процессу как нельзя более способствует прогрессирующее развитие единых компьютерных информационных сетей.
По мере нарастания темпов информатизации во всех сферах городской жизни приобретают все более заметную роль проблемы нравственности, проблемы личности в электронном пространстве, мировоззренческие проблемы.
Актуализируются проблемы, связанные с идентичностью человека в социокультурном пространстве города.
Складывание идентичности происходит в процессе социализации (говоря только о культуре, мы можем употребить термин «аккультурации»), когда человеком усвоены и приняты господствующие в данном обществе элементы сознания, манеры, нормы, ценности и т.д.
Существование личности представляется более упорядоченным, понятным и предсказуемым, когда происходит его самоотождествление с господствующими в данном обществе культурными образцами.
Социокультурная среда города является важным фактором самоидентификации индивида, понимаемой как способ осознания человеком своей принадлежности к той
иди иной общности.
В процессе идентификации дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д.
и их ценности, нормы, образцы поведения как свои личные.
Идентификация означает внутреннее освоение индивидом ценностей культуры того или иного общества и представляет собой процесс социального научения.
В сетевом обществе меняются принципы не только


[стр.,124]

материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве.
Проблему социокультурной идентификации, то есть определения горожанином себя как личности, поиск личного места в обществе, создает многообразие социокультурных групп в городском пространстве.
Горожанин одновременно принадлежит к целому ряду многообразных социальных групп.
Он может являться членом семьи, рабочего коллектива, спортивного клуба, общественной организации, политической партии и т.д.
Нормативные требования в данных группах и организациях неодинаковы, а движение из одной группы в другую означает для человека необходимость быстрого переключения из одной нормативной системы па другую.
При этом возникают определенные противоречия, активизирующие личностные напряжения.
Чтобы справиться с ними, горожанин должен обладать довольно высокой степенью самоорганизации и самоопределения.
«В современных условиях цельность человека становится излишней для человека и общества.
Цельность как неделимая единичность совершенно не согласуется с требованиями прогресса, который оборачивается требованием делимости личности.
Целое есть показатель устойчивости, стабильности, тогда как человеку и обществу нужны стремление, прогресс», отмечает Н.С.
Рыбаков 00.
И в этом смысле мы может рассматривать современный город как топос, в котором человек одновременно переживает как ощущение целостности, соединенности с местом, в котором он реализуется именно как горожанин, так и настойчивое стремление к расщеплению для поддержания себя в ритме жизни этого сложного социального образования.
Горожанин переживает чувство идентичности с местом, пространством и предметным окружением, которые очень значимы для него в повседневной жизни.
Их потеря способствует утрате жизненно
200 200 Рыбаков Н.С.
Со$1(о.
Избранные работы по философии.
Псков, 2008.
С.
549.
124

[стр.,125]

важного пространства, что может привести к развитию психопатологических реакций и серьезно угрожает душевному равновесию и здоровью.
Такие потери могут привести и к потере ориентации во времени и пространстве, понимания самого себя.
В этом смысле чувство территориальности обеспечивает сохранность баланса собственного Я, физических и духовных отношений с окружающими, нормального восприятия всех важных жизненных ценностей.

Действующее в пространстве города постоянное мощное, знаковое, информационное давление вырабатывает у его жителя защитные реакции, ОП 1 вроде введенного В.
Беньямином понятия рассеянного восприятия , которое в то же время представляет собой отчуждение от некоторых элементов пространственной организации городской среды.
Информационное перенасыщение городского пространства негативно сказывается на психике и самочувствии горожан.
Становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс-медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх.
Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью.
Город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным.
Непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия разрыв становится все более драматичным и непреодолимым.
Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.
В духовном мире личности происходит переориентация интересов и ценностных ориентиров с общественных проблем на индивидуальные.
Сама среда формирует импульсы отчуждения.
Город становится «подозрительным символическим порядком».
В нем нет ничего выдающегося, особенного.
* 101 См.: Беньямин В.
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
М., 1996.
С.
1565.
125

[Back]