проекту городов, уровень грамотности населения с учетом особенностей различных поколенческих групп, состояние здоровья жителей, стиль коммуникативности во всех проявлениях [28, с. 15]. В современных реалиях российского общества, ищущего свою социокультурную идентичность, стремящегося создать эффективный способ организации социального порядка, необходимость в изучении проблем межкультурной коммуникации в особенности возрастает. На территории России проживает более ста этносов и множество этнических групп и народов. Они придерживаются различных конфессий, культурных традиций и обычаев. Исходя из опыта последних лет, можно говорить, что проблемы организации и функционирования межкультурных взаимоотношений являются не менее важными, а иногда даже более острыми, чем экономические и политические. Появляются они и в ходе общения и установления контактов с соседними странами, претендующими на личную уникальность и неповторимость, культурную специфику, собственный государственный язык, формирующими национальную интеллигенцию. Все это требует незамедлительного осмысления сложившихся отношений. Еще в 30-е годы XX века в связи с распространением кино, радиовещания, массовых иллюстрированных изданий, философов встревожил феномен массовой культуры, свидетельствующий о примитивизации духовных потребностей народных масс. Опыт манипулирования массовым сознанием в тоталитарных государствах показал могущество и опасность средств массовой коммуникации, которые могут воздействовать на человеческие массы, словно шприц, делающий подкожное вливание миллионам людей одновременно. А. Гитлер в «Майн кампф» уделил большое внимание пропаганде и даже сформулировал правила, которым она должна следовать: избегать абстрактных идей, апеллировать к эмоциям; настойчиво повторять несколько главных лозунгов, используя стереотипные фразы; постоянно 113 |
градостроитель обязан предугадывать желания человека, а также возможность их реализации. Архитектурная информация обязана совмещать в себе определенную степень избыточности, чтобы быть понятной для каждого горожанина. В ней должна быть определенная доля новизны и непредсказуемости, чтобы вызывать к себе интерес, активизировать восприятие, а через него влиять на поведение человека без презумпции его ~ 131 ограничения и строгой программированное™ . В условиях изменяющегося российского общества, ищущего свою социокультурную идентичность, стремящегося создать эффективный способ организации социального порядка, необходимость в изучении проблем межкультурной коммуникации в особенности возрастает. На территории России проживает более ста этносов и множество этнических групп и народов. Они придерживаются различных конфессий, культурных традиций и обычаев. Исходя из опыта последних лет, можно говорить, что проблемы организации и функционирования межкультурных взаимоотношений являются не менее важными, а иногда даже более острыми, чем экономические и политические. Появляются они и в ходе общения и установления контактов с соседними странами, претендующими на личную уникальность и неповторимость, культурную специфику, собственный государственный язык, формирующими национальную интеллигенцию. Все это требует незамедлительного осмысления сложившихся отношений средствами языка и науки. Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных сферах жизнедеятельности предполагает необходимость реализации коммуникативных возможностей человека и повышения их эффективности. На современном этапе общественного развития формирование коммуникативных способностей имеет глобальное значение. Ведь человеческая жизнедеятельность невозможна без общения людей друг с 131 131 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. 86 |