Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 120]

Крупные города, представляющие собой коммуникационные сгустки, общаются, прежде всего, с другими такими же коммуникационными центрами, а поэтому мегаполисы и это еще одна их существенная особенность в определенном смысле экстерриториальны [125, с.
23-25].
Рассмотрение специфики механизма воздействия межкультурной коммуникации на
культурфилософскую среду города позволяет заключить, что культура в контексте коммуникационных процессов представляет собой, прежде всего язык, включающий в себя компонент истории.
Наиболее приемлемой формой коммуникации в
современном многофункциональном городе-миллионере является диалог.
При таком подходе задача заключается в том, чтобы исследовать социокультурное освоение человеком окружающего его мира и самого себя, создавая на этой основе ценностный культурный базис общества.
Важной частью интегративного осмысления взаимосвязей человека, города, культуры является проникновение в динамику многообразных историко-культурных реалий, в ее локальную специфику.
При этом в центре внимания оказываются личность, национальные сообщества, определенные типы культур и культурного пространства той среды, в которой протекают разнонаправленные культурные процессы.

Складывание современного информационного общества сказывается на структуре компонентов, составляющих всю систему культуры.
Все культурные нововведения функционально врастали в систему культуры, постепенно адаптировались и приспосабливались к ней.
Теперь мы замечаем противоположный процесс.
Это адаптация всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству.
Сегодня традиционная система межкультурной коммуникации изменяется, подчиняясь активности информационных процессов.

В территориальном плане сам город пребывает информационным пространством.
Выполняя функцию определенного информационного пространственного кода, город нарушает естественное географическое 120
[стр. 98]

(ориентация на настоящее), перспективную (ориентацию на будущее).
Поэтому можно говорить и об ориентации на Вечность (вневременная ориентация) .
Отметим, что в менталитете русского человека' ярко прослеживается ориентация на перспективу.
Для традиционных культур реальное настоящее время не имеет ни значения, ни смысла, оно ничто и уходит в никуда, т.е.
для них характерна ориентация на вечность, которая тоже не лишена смысла.
Сегодня, в связи с активностью коммуникационных процессов, все чаще наблюдается тенденция к определению города не как места, но как процесса15У.
В силу этого речь о структуре города идет уже не как о локусе, а как о системе взаимодействия в рамках деятельности городского сообщества, избирающего форму коммуникации, где время и место согласуются лишь с принципом «удобства», где, по мнению М.
Кастельса, пространство становится «пространством потоков», а время — краем вечности или «вневременным временем».
Крупные города, представляющие собой коммуникационные сгустки, общаются, прежде всего, с другими такими же коммуникационными центрами, а поэтому мегаполисы и это еще одна их существенная особенность в определенном смысле экстерриториальны.

Город может быть разрушен и перестать существовать как место реального обитания, превратиться в призрак (как Константинополь или ветхозаветный Иерусалим), но сохраняться как коммуникативный узел (каким остается, например, давно покинутый Вавилон)158 159 160.
Социально-философское рассмотрение специфики механизма воздействия межкультурной коммуникации на социокультурную среду города позволяет заключить, что культура в контексте коммуникационных процессов представляет собой, прежде всего язык, включающий в себя компонент истории.
Наиболее приемлемой формой коммуникации в
158 Алексина Т.А.
«Чужое» как «иное»: расширяющееся пространство культурного диалога // 1шр:/Дуту.аи(Л1опит.ги/аи(1/у/1П(1сх.рЬр?а=усопГ&с=2С1 Рогт&г-гНе$150е$с&«с11Ьс515=1748 159Кастельс М.
Информационная эпоха: экономика общество и культура.
М., 2000.
С.
363.
16(1 Ромашко С.
Пространство диалектики.
Коммуникативная среда мегаполиса // 1Шр://\у\у\у.ги5геу.огц/соп1еп1/гсу1е\у/с1сГаи11.а5р?ьЬшо(1с=8&1'с1а-1182&к15=125 98

[стр.,99]

современном многофункциональном городе-миллионере является диалог.
При таком подходе задача заключается в том, чтобы исследовать социокультурное освоение человеком окружающего его мира и самого себя, создавая на этой основе ценностный культурный базис общества.
Важной частью интегративного осмысления взаимосвязей человека, города, культуры является проникновение в динамику многообразных историко-культурных реалий, в ее локальную специфику.
При этом в центре внимания оказываются личность, национальные сообщества, определенные типы культур и культурного пространства той среды, в которой протекают разнонаправленные культурные процессы.

Подводя итоги теоретическим положениям, суть которых раскрывается в данном параграфе, можно конкретизировать сделанные выводы в следующих тезисах: 1.
Коммуникация является важной составляющей социокультурного пространства города, которая оказывает воздействие на организацию всей системы духовных ценностей горожан и их потребностей.
Коммуникация осуществляется как на уровне хронологическом, гак и на уровне топологическом, обнаруживая при этом возможность самоидентификации социокультурного пространства, выявление его смысловых частей.
2.
Городское социокультурное пространство является особым коммуникативным универсумом, в котором коммуникация между локальными культурами реализуется в процессе диалогических взаимодействий, в результате которых возникает особое коммуникационное поле смыслового пересечения.
Диалог между различными видами времени и видами культур способствует самоидентификации горожан и выступает неотъемлемым фактором существования социокультурного пространства города.
3.
Преодоление границ между различными социальными и национальными группами, включение маргинальных групп в поле внимания городского сообщества эти проблемы занимают сегодня важное место в 99

[стр.,107]

социального и технологического развития.
В настоящее время в мире происходит становление глобального коммуникационно-информационного пространства, которое обнаруживает себя во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом.
Как отмечает О.Ф.
Филимонова, появление инфосферы «существенно меняет социальные детерминанты осознания мира, типы ментальности, образ жизни, ценности человека...»174 175.
Современный уровень распространения информации в пространстве города отличается богатым потенциалом передачи, использующим цвет, звук, объем.
Это увеличивает степень насыщенности информации, создает особое состояние наполненности информацией каждого момента существования общества и ставит в зависимость от того, насколько индивид ориентируется в многоуровневой и сложной инфосфере .
Культурно-информационный потенциал города определяет самоорганизующиеся импульсы интенсивного развития общества, и в культурно-информационном смысле являет значительно усиленный потенциал регионального и глобального характера176.
Таким образом, необходимы знания о городе во всей сложности его элементов, как о модели, которая формирует новые связи и влияет на новые отношения в регионе.
Складывание информационного общества сказывается на структуре компонентов, составляющих всю систему культуры.
Все культурные нововведения функционально врастали в систему культуры, постепенно адаптировались и приспосабливались к ней.
Теперь мы замечаем противоположный процесс.
Это адаптация всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству.
Сегодня традиционная система межкультурной коммуникации изменяется, подчиняясь активности информационных процессов.

174Филимонова О.Ф.
Жизненное пространство человека.
Саратов, 1998.
С.
19.
175Листвина Е.В.
Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития.
Саратов, 2001.
С 39.
,76См.: Город в процессах исторических переходов.
Теоретические аспекты и социокультурные характеристики.
М., 2001.
107

[Back]