Согласно этим данным, городское сообщество в России предпочитает домашний досуг. Лишь 7,8% жителей крупных городов в свободное время посещают кино, театры, концерты и другие учреждения культуры. Такое же количество горожан предпочитают общаются с друзьями и знакомыми во дворе. 4,6% посвящают свободное время учебе; 7,5% занимаются спортом, посещают секции, фитнес-клуб; 24,6% занимаются домашним хозяйством. Наибольшее количество 27,5% жителей чаще всего проводят свободное время у телевизора и видео. Средства массовой информации и коммуникации, в особенности телевидение, и компьютерные технологии трансформируют мировосприятие человека в сторону многомерной, поливариантной, сценарно-игровой виртуальности. На всех своих уровнях виртуальная реальность лишена полноты специфических черт, присущих обычной эмпирической действительности. Виртуальным явлениям «присуще неполное, умаленное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия» [240, с. 23]. Сегодня сам город становится виртуализированной реальностью. Его можно обозначить как информационную единицу. «Определение социальных феноменов с помощью понятия виртуальности уместно тогда, когда образы замещают институционально определенные действия экономические, политические и пр. Социальное содержание виртуализации симуляция институционального строя общества», отмечает А.В. Бегинин. Мы можем говорить о возникновении в городском пространстве совершенно новой реальности по сравнению с миром природы и миром техники — виртуального мира или, как пишет Л.В. Лесков, «виртуальной среды человеческой жизнедеятельности» [234, с. 7]. Следует признать, что способность к быстрому «проникновению» в каждый дом и каждую квартиру, широкий временной диапазон воздействия, охват достаточно большого количества жителей мегаполиса 123 |
возможности, разнообразны, их диапазон простирается в границах от международного терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, распространения манипулятивных технологий и т. п. Средства массовой информации и коммуникации, в особенности телевидение, и компьютерные технологии трансформируют мировосприятие человека в сторону многомерной, поливариантной, сценарно-игровой виртуальности. На всех своих уровнях виргуальная реальность лишена полноты специфических черт, присущих обычной эмпирической действительности. Виртуальным явлениям «присуще неполное, умаленное наличествованис, не достигающее устойчивого и пребывающего, 184 самоподдерживающегося наличия и присутствия» . Сегодня сам город становится виртуализированной реальностью. Его можно обозначить как информационную единицу. «Определение социальных феноменов с помощью понятия виртуальности уместно тогда, когда образы замещают институционально определенные действия экономические, политические и пр. Социальное содержание виртуализации симуляция институционального строя общества»* 185, отмечает А.В. Бегинин. Мы можем говорить о возникновении в городском пространстве совершенно новой реальности по сравнению с миром природы и миром техники виртуального мира или, как пишет Л.В. Лесков, «виртуальной среды человеческой жизнедеятельности»186. Традиция рассмотрения феномена виртуальности и процессов виртуализации возникла в рамках теории информационного общества, а также философских концепций постмодернизма. В современных философских исследованиях феномен виртуальности представлен с различных, иногда противоположных и взаимоисключающих точек зрения. В целом превалируют суждения о виртуальности, как о созданном 181 Хоружий С.С. Род или недород. Заметки к онтологии виртуальности И Вопросы философии. 1997. № 6. 185 Бегинин А.В. Виртуализация как базисная тенденция общественной динамики: методологический взгляд на проблему. Саратов, 2004. С 34. 186См.: Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003. 112 |