культуры, как язык, традиции, обычаи. Пространство традиционной городской культуры изменяется. Теряются ранее известные, понятные ориентиры, появляется чувство нестабильности и неопределенности, которое порождает чувство беспокойства. В современных условиях в городах происходит трансформация способов производства, хранения и передачи социокультурной информации: норм, целей и моделей жизнедеятельности и взаимодействия. Традиционный способ производства может быть назван антропологическим репродукция естественных потребностей в форме простого воспроизводства. Модернистский (инновационный) способ производства может быть назван проективно-конструктивистским создание новых потребностей и моделей жизнедеятельности как конструкций, искусственных схем, проектов. Аудиально-фольклорная форма хранения культурной информации сменяется предметно-знаковой письменностью [129, с. 16]. Современный город, вбирая в себя знания об общественных процессах через свои институты и граждан, является местом хранения, накопления, передачи всей информации и с самого момента своего возникновения выполняет важнейшие функции в организации и развитии общества. Высокотехнологичная информационная среда занимает все больше места в культурном пространстве города. Современный уровень распространения информации в пространстве города отличается богатым потенциалом передачи, использующим цвет, звук, объем. Это увеличивает степень насыщенности информации, создает особое состояние наполненности информацией каждого момента существования общества и ставит в зависимость от того, насколько индивид ориентируется в многоуровневой и сложной инфосфере [129, с. 37]. В современном глобальном коммуникационном пространстве городам приходится соперничать друг с другом, даже если они этого не 129 |
может быть назван антропологическим репродукция естественных потребностей в форме простого воспроизводства. Модернистский (инновационный) способ производства может быть назван проективноконструктивистским создание новых потребностей и моделей жизнедеятельности как конструкций, искусственных схем, проектов. Аудиально-фольклорная форма хранения культурной информации сменяется предметно-знаковой письменностью. Визуально-поведенческая форма передачи информации (межличностные контакты, личный пример, обряды, ритуалы, характерные для традиционного общества) сменяется предметновещественной артефактами, техническими устройствами (компьютер как техническая конструкция коммуникативного пространства). Вещи, содержащие новую и по-новому организованную информацию, становятся всё более активными социокультурными посредниками во взаимодействии. Традиционное общество всегда локализовалось в естественной среде, обладающей мифологическим характером. Городское общество же локализуется в искусственной среде, характеризующейся функциональным характером. Семантическое пространство среды утрачивает устойчивость и определённость и приобретает характер символических комбинаций. Предметы среды становятся элементами игры, комбинаторной исчислимости в рамках релятивной системы знаков171. Городская среда не просто стала быстро накапливать информацию благодаря письменности, но через динамику символической референции предметов, производить новую информацию: символы и идеи, значения и смыслы, конструкции и модели, нормы и цели. В городах происходит превращение информации в виды, подлежащие транспортировке, передаче или длительному хранению. И здесь же происходит осмысление информации, ее теоретизация, представление эмпирических данных в виде схем, гипотез и теорий. Именно в городах сосредотачиваются лица, профессионально работающие в области трансформации, трансляции и аккумуляции информации. Постоянное 171См.: Бодрнйяр Ж. Система вещей. М., 1995. 105 стремление насыщать городскую среду новыми возможностями и способами общения определяет не только культурную сторону городской жизни: это и власть, и богатство. Город, вбирая в себя знания об общественных процессах через свои институты и граждан, является местом хранения, накопления, передачи всей информации и с самого момента своего возникновения выполняет важнейшие функции в организации и развитии общества. Высокотехнологичная информационная среда занимает все больше места в культурном пространстве города. Информация является той смыслообразующей структурой, которая служит первоосновой любого действия и развития. Функционирование всех процессов в пространстве города обеспечивается, благодаря сохранению социокультурной преемственности в жизни общества, которая в свою очередь, зависит от способов организации и средств сохранения информации о прошлом172. По мнению В.А. Колеватова, информационная картина мира включает в себя представления о материальных и нематериальных (энергетических) аспектах бытия, «представление об универсальной инвариантной «мигрирующей структуре» всего живого, передающейся с помощью генетического кода от первичной живой клетки через бесчисленные поколения до разнообразных современных многоклеточных живых организмов, и, наконец, представления о фундаментальной роли информационных процессов для социальных групп, общностей и всего общества, нормальное функционирование и целостность которых, как выяснилось, во многом зависят от эффективности информационных процессов»173. Информационная картина мира является неотъемлемым компонентом мировоззрения всего постиндустриального общества. Она представляет собой элемент жизнедеятельности общества и человека на новой стадии 172См.: Колеватов В.А. Социальная память л познание. М., 1984. С. 37. 173Там же, С. 13-14. 106 социального и технологического развития. В настоящее время в мире происходит становление глобального коммуникационно-информационного пространства, которое обнаруживает себя во всех сферах жизнедеятельности человека и общества в целом. Как отмечает О.Ф. Филимонова, появление инфосферы «существенно меняет социальные детерминанты осознания мира, типы ментальности, образ жизни, ценности человека...»174 175. Современный уровень распространения информации в пространстве города отличается богатым потенциалом передачи, использующим цвет, звук, объем. Это увеличивает степень насыщенности информации, создает особое состояние наполненности информацией каждого момента существования общества и ставит в зависимость от того, насколько индивид ориентируется в многоуровневой и сложной инфосфере . Культурно-информационный потенциал города определяет самоорганизующиеся импульсы интенсивного развития общества, и в культурно-информационном смысле являет значительно усиленный потенциал регионального и глобального характера176. Таким образом, необходимы знания о городе во всей сложности его элементов, как о модели, которая формирует новые связи и влияет на новые отношения в регионе. Складывание информационного общества сказывается на структуре компонентов, составляющих всю систему культуры. Все культурные нововведения функционально врастали в систему культуры, постепенно адаптировались и приспосабливались к ней. Теперь мы замечаем противоположный процесс. Это адаптация всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Сегодня традиционная система межкультурной коммуникации изменяется, подчиняясь активности информационных процессов. 174Филимонова О.Ф. Жизненное пространство человека. Саратов, 1998. С. 19. 175Листвина Е.В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001. С 39. ,76См.: Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001. 107 |