Проверяемый текст
Тулиганова Ирина Валерьевна. Социокультурное пространство современного города (Диссертация 2009)
[стр. 151]

перенасыщение городского пространства негативно сказывается на психике и самочувствии горожан.
Становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс-медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх.
Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью.
Город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным.

Своеобразное «информационное насилие» превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.
Вместе
с тем, социальные коммуникации в социокультурном пространстве города должны объединять население, направлять его деятельность, создавать городское единство и общую ментальность.
Современный горожанин переживает чувство идентичности с местом, пространством и предметным окружением, которые очень значимы для него в повседневной жизни.
Их потеря способствует утрате жизненно
важного пространства, что может привести к развитию психопатологических реакций и серьезно угрожает душевному равновесию и здоровью.
Такие потери могут привести и к потере ориентации во времени и пространстве, понимания самого себя.
В этом смысле чувство территориальности обеспечивает сохранность баланса собственного Я, физических и духовных отношений с окружающими, нормального восприятия всех важных жизненных ценностей.

Проблема идентичности в современном российском городе актуализируется по мере контактов социальной группы или индивида с представителями других культур.
В ходе взаимоотношений вырабатывается понимание своей идентичности, что происходит, в соотнесении «своего» и «чужого».
Именно «чужое» содействует личному восприятию, осознанию своей самобытности.
Самоидентификация может содействовать укреплению личной
идентичности, и в то же время привести к ее трансформации или даже разрушению.
Негативное 151
[стр. 124]

материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве.
Проблему социокультурной идентификации, то есть определения горожанином себя как личности, поиск личного места в обществе, создает многообразие социокультурных групп в городском пространстве.
Горожанин одновременно принадлежит к целому ряду многообразных социальных групп.
Он может являться членом семьи, рабочего коллектива, спортивного клуба, общественной организации, политической партии и т.д.
Нормативные требования в данных группах и организациях неодинаковы, а движение из одной группы в другую означает для человека необходимость быстрого переключения из одной нормативной системы па другую.
При этом возникают определенные противоречия, активизирующие личностные напряжения.
Чтобы справиться с ними, горожанин должен обладать довольно высокой степенью самоорганизации и самоопределения.
«В современных условиях цельность человека становится излишней для человека и общества.
Цельность как неделимая единичность совершенно не согласуется с требованиями прогресса, который оборачивается требованием делимости личности.
Целое есть показатель устойчивости, стабильности, тогда как человеку и обществу нужны стремление, прогресс», отмечает Н.С.
Рыбаков 00.
И в этом смысле мы может рассматривать современный город как топос, в котором человек одновременно переживает как ощущение целостности, соединенности с местом, в котором он реализуется именно как горожанин, так и настойчивое стремление к расщеплению для поддержания себя в ритме жизни этого сложного социального образования.
Горожанин переживает чувство идентичности с местом, пространством и предметным окружением, которые очень значимы для него в повседневной жизни.
Их потеря способствует утрате жизненно
200 200 Рыбаков Н.С.
Со$1(о.
Избранные работы по философии.
Псков, 2008.
С.
549.
124

[стр.,125]

важного пространства, что может привести к развитию психопатологических реакций и серьезно угрожает душевному равновесию и здоровью.
Такие потери могут привести и к потере ориентации во времени и пространстве, понимания самого себя.
В этом смысле чувство территориальности обеспечивает сохранность баланса собственного Я, физических и духовных отношений с окружающими, нормального восприятия всех важных жизненных ценностей.

Действующее в пространстве города постоянное мощное, знаковое, информационное давление вырабатывает у его жителя защитные реакции, ОП 1 вроде введенного В.
Беньямином понятия рассеянного восприятия , которое в то же время представляет собой отчуждение от некоторых элементов пространственной организации городской среды.
Информационное перенасыщение городского пространства негативно сказывается на психике и самочувствии горожан.
Становясь невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс-медиа, жители мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх.
Современный город и человек в нем живут отдельной жизнью.
Город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным.

Непричастность к судьбе города формирует у его жителей чувство безответственности и безразличия разрыв становится все более драматичным и непреодолимым.
Информационное насилие превращает человека в существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода к окружающему миру.
В
духовном мире личности происходит переориентация интересов и ценностных ориентиров с общественных проблем на индивидуальные.
Сама среда формирует импульсы отчуждения.
Город становится «подозрительным символическим порядком».
В нем нет ничего выдающегося, особенного.
* 101 См.: Беньямин В.
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
М., 1996.
С.
1565.
125

[стр.,127]

представляет себе свое прошлое, зависит от того, как он представляет себе свое настоящее.
Одной из главных задач культурной политики регионов должно стать приобщение горожан к изучению истории родного края, его культуры.
Духовное и интеллектуальное обогащение может происходить средствами науки, образования, воспитания, СМИ.
Культурная идентичность имеет в значительной мере субъекгивноаксиологическую природу.
Затрагивая сознание и память человека, она приобретает ценностно-смысловой характер.
Свойственная культуре способность сохранять и передавать последующим поколениям социальнокультурный опыт, интеллектуальные, нравственные, художественные достижения предшествующих поколений является одним из важнейших факторов формирования личности.
Глобальные процессы оказывают свое влияние на множество государств, которые находятся на разных ступенях общественного развития и обладают неодинаковыми социокультурными установками.
Это обусловливает специфику процессов и последствий их взаимовлияния, а также особенности возникающих проблем, связанных с идентичностью.
Глобализация способствует трансформации идентичности.
Она начинает придавать новые, не характерные для той или иной культуры опенки.
Взаимодействие культур при этом происходит и на уровне создания общего коммуникационного пространства (с созданием аналогичных элементов), и на уровне распространения социокультурных компонентов, трансформирующих идентификацию.
Проблема идентичности актуализируется и по мере контактов социальной группы или индивида с представителями других культур.
В ходе взаимоотношений вырабатывается понимание своей идентичности, что происходит в соотнесении «своего» и «чужого».
Именно «чужое» содействует личному восприятию, осознанию своей самобытности.
Самоидентификация может содействовать укреплению личной
127

[Back]