Для модернизации коммуникаций в культурном пространстве города идеи, как нам представляется, в значительной мере позаимствованы на Западе, где наиболее успешно происходит процесс становления современного постиндустриального (информационного) общества. Однако такое заимствование невозможно для культурной подсистемы России, которая обладает этнонациональным своеобразием и национальногосударственной независимостью как своими сущностными качествами. Ее модернизация не может и не должна носить характер ассимилирующей вестернизации, т.е. быть сопряженной с процессом распространения, а в дальнейшем и вытеснения ценностей отечественной культуры ценностями, смыслами и идеалами западной культуры. С точки зрения отечественной культурологии, культурная модернизация это формирование у граждан новой, адекватной современным условиям, идентификации. Именно в осознании российскими гражданами своей постсоветской идентичности видится суть подлинной модернизации в российской культуре. Если на федеральном уровне речь идет о новой гражданской и духовно-нравственной общности, создаваемой на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, то на региональном уровне, применительно к российскому городу это идентификация по принципу принадлежности к городской культуре и она может быть дифференцирующим продолжением идентификации российской. Нынешней социокультурной ситуации в российском мегаполисе более органично соответствует идея оптимизации коммуникативной составляющей городского культурного пространства. Сегодня термин «оптимизация» все чаще используется в работах по экономике и социологии, педагогике и госуправлению, в публикациях по техническим наукам. Однако он еще не стал научным понятием, способным отражать существенные признаки определенного процесса, а 156 |
97 становления современного постиндустриального (информационного) общества. Однако такое заимствование невозможно для культурной подсистемы России, которая обладает этнонациональным своеобразием и национально-государственной независимостью как своими сущностными качествами. Ее модернизация не может и не должна носить характер ассимилирующей вестернизации, т.е. быть сопряженной с процессом распространения, а в дальнейшем и вытеснения ценностей отечественной культуры ценностями, смыслами и идеалами западной культуры. С точки зрения отечественной культурологии культурная модернизация это формирование у граждан новой, адекватной современным условиям, идентификации. Именно в осознании российскими гражданами своей постсоветской идентичности видит В.М. Межуев суть подлинной модернизации в российской культуре.135 Если на федеральном уровне речь идет о новой гражданской и духовнонравственной общности, создаваемой на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина россияне,136 то на региональном уровне, применительно к столичному мегаполису это регионально-культурная общность москвичи. Московская идентификация является дифференцирующим продолжением идентификации российской. Москвичи как культурная целостность обладают столичным статусом и занимают особое положение в федеративном культурном пространстве. Раскрывая проблему феноменологии города в русской 135 См. там же, с. 312 315. В более широком, общесоциальном контексте рассматривает проблему модернизации Э.А. Орлова. «Целью культурной политики в модернизирующемся обществе, по ее мнению, можно считать достижение нового уровня развития культуры, который бы уменьшил несоответствие между массовыми запросами, ориентированными на мировые стандарты качества жизни, и недостаточной для этого активностью использования культурного потенциала. Иными словами, результат управления в этой области следует оценивать по тому, каковы текущие достижения относительно уровня и качества жизни, степени общего культурного развития членов общества, насколько они соответствуют средним мировым стандартам модернизирующихся стран. Этими критериями определяется сегодня социальная эффективность проводимой культурной политики». Цитирую по сб.: «Теоретические основания культурной политики». М., 1993. С. 19. 136 Сплочение граждан Российской Федерации как единой гражданской нации и формирование новой исторической общности россияне эти цели содержит проект новой редакции государственной национальной политики в России. См. об этом подробнее в газете «Коммерсант» от 11 октября 2005 г. С. 1,3. 99 целевая проблема не получила в анализируемой программе должного научного обоснования и развернутой детализации в её втором разделе, посвященном задачам и ожидаемым результатам Программы. Сегодня термин «оптимизация» все чаще используется в работах по экономике и социологии, педагогике и госуправлению, в публикациях по техническим наукам.138 Однако он еще не стал научным понятием, способным отражать существенные признаки определенного процесса, а используется в качестве слова, имеющего несколько смысловых значений. Обходят его своим вниманием и специалисты по прикладной и фундаментально-теоретической культурологии. В современном словаре иностранных слов оптимизация трактуется (1) как нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции, а также (2) как выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.139 Определенный шаг в углублении понимания этого феномена осуществили авторы Краткой Российской энциклопедии, где оптимизация рассматривается, во-первых, как процесс выбора наилучшего варианта из всех возможных, а, во-вторых, как приведение системы в наилучшее (оптимальное) состояние.140 Отмеченные смысловые акценты с незначительным уточнением воспроизводятся и в современном словаре по общественным наукам, где отмечается, что процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных это оптимизация в широком значении, а в узком смысле оптимизация означает процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.141 133 Примечательно, что в кратком словаре-справочнике основных терминов н понятий, используемых при разработке научно-технической программы «Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления» (М., РАУ, 1993) термин оптимизация, вынесенный в название, в тексте словаря отсутствует. Это свидетельствует о том, что оптимизация рассматривается авторами издания как нечто элементарное, соотносимое с оптимальным как наиболее благоприятным. 139 См. Оптимизация // Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. С. 426. !40 См.: Оптимизация // Краткая Российская энциклопедия. М., Большая Российская энциклопедия, Оникс XXI век. 2004. С. 775. См.: Оптимизация И Современный словарь по общественным наукам / Под общей редакцией О.Г. Данильяна, Н.И. Попова. М., Изд-во ЭКСМО. 2005. С. 306. |