Проверяемый текст
Трофимова Елена Алексеевна. Культурное пространство современного столичного мегаполиса: горизонты оптимизации (Диссертация 2006)
[стр. 159]

при просмотре передач которого лидирующее положение принадлежит информационным (их стараются не пропускать 42,2% населения) программам, которые перегружены сенсациями, криминальными происшествиями, показом событий, весьма часто далекими от реалий российской действительности.
Примечательно, что к информации иного характера, отличающейся аналитической
направленностью, сегодня проявляют устойчивый интерес лишь 5,9% опрошенных.
Подобная ситуация является следствием проводимой средствами массовой коммуникации информационной политики, ориентирующей реципиента на то, чтобы новости воспринимались пассивно (принимались к сведению).
Возрастание объема информации, ускоренный темп ее изложения, нарушение иерархической, вертикальной выстроенности и хаотизация информации делают невозможной и как бы излишней самостоятельность размышления.
Культурная политика станет по-настоящему государственной и общественно значимой, если ей удастся изменить характер деятельности отечественных средств массовой информации.
В этом плане первостепенное значение приобретает информирование граждан о насущных проблемах российского общества и культуры, освещение опыта их решения.

Сохраняющая сегодня свое действие тенденция уменьшения роли культуры в социальном самочувствии российских граждан, в также наблюдаемое в постсоветский период снижение их интереса к информационной аналитике и серьезному чтению, объясняется тем, что долгое время российских граждан целенаправленно отучали уважать в себе читателя и человека.
Сегодня быть слишком умным стыдно.
В этой связи органы государственного регулирования культурными
коммуникациями на федеральном и региональном уровнях должны целенаправленно воздействовать на деятельность средств массовой информации, являющихся ключевым участником культурного 159
[стр. 102]

102 Другая, столь же нуждающаяся в досуговой поддержке часть населения Москвы пенсионеры.
При работе с ними культработники могут и должны действовать в союзе с органами социальной защиты населения.
И в этой работе помимо масшабно-единичиых акций, необходимо не только проработать, но и создать на уровне административных округов (а в дальнейшем и районов) функционирующие специализированные учреждения для ветеранов труда, способные оказывать им культурно-оздоровительные услуги.144 Второе обстоятельство, изменяющее культурно-досуговую доминанту программирования, связано с тем, что в постсоветский период досуг все в меньшей степени определяется деятельностью государственных учреждений культуры, ибо происходит его одомашнивание.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что у себя дома проводят свободное время 83,0% населения Российской Федерации, в гостях у друзей и знакомых 38,6%, на даче 28,3%.
Учреждения же культуры (клубы, кинотеатры, театры, музеи и т.д.) посещают лишь 17,3% населения.145 В условиях одомашнивания досуга особую, доминирующую роль занимают средства массовой информации, в первую очередь телевидение, при просмотре передач которого лидирующее положение принадлежит информационным (их стараются не пропускать 42,2% населения) программам, которые перегружены сенсациями, криминальными происшествиями, показом событий, весьма часто далекими от реалий российской действительности.
Примечательно, что к информации иного характера, отличающейся аналитической
т Возрастание адресности досуга и его персонифицированность могут и должны дополняться универсальностью внсучрсждснчсского досуга в виде системы дворовых и уличных празднеств, проведение которых требует координации деятельности многих учреждений культуры.
м5 См.: Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования.
Материалы социологического исследования (3-10 декабря 2004 г.) М., РЛГС, 2005.
С.1.


[стр.,103]

103 направленностью, сегодня проявляют устойчивый интерес лишь 5,9% опрошенных.146 Подобная ситуация является следствием проводимой средствами массовой коммуникации информационной политики, ориентирующей реципиента на то, чтобы новости воспринимались пассивно (принимались к сведению).
Возрастание объема информации, ускоренный темп ее изложения, нарушение иерархической, вертикальной выстроенности и хаотизация информации делают невозможной и как бы излишней самостоятельность размышления.
Культурная политика станет по-настоящему государственной и общественно значимой, если ей удастся изменить характер деятельности отечественных средств массовой информации.
В этом плане первостепенное значение приобретает информирование граждан о насущных проблемах российского общества и культуры, освещение опыта их решения.

Не менее целесообразно сокращение трансляции зарубежной и показ отечественной китч-продукции.
Сегодня культурный компонент в социальном самочувствии граждан России занимает весьма скромное место.
Он объективно перестает быть привлекательным, но субъективно еще сохраняет свою значимость.
Об этом свидетельствуют два ряда показателей.
С одной стороны, социальное положение и престиж человека в нашем обществе, по мнению участников социологического опроса, в наибольшей степени определяется владением материальными ценностями.
Это мнение разделяют наибольшее количество опрошенных (48,9%) в ходе социологического исследования «Духовная культура современного российского общества: состояние и тенденции формирования».
Второе место (38,5%) занял ответ «обладание властью», а третье место «служебное положение» (28,7%).
На этом фоне разительно низко 146 См.
там же.
С.2.


[стр.,104]

104 оцениваются в качестве воздействующих на социальное положение и престиж человека «общий уровень культуры» 8,8%, «личные природные качества (привлекательность, ум, сила и др.)» и «достижения в образовании, профессиональной деятельности и др.» (20,5%).
Невысок, по мнению опрошенных, и социальный статус семьи (22,6%), являющейся важнейшим институтом вхождения новых поколений в мир родного языка и отечественной культуры.
С другой стороны, опрашиваемые предъявляют достаточно высокие требования к продуктам, которые принадлежат к разряду духовно-культурных.
36,9% опрошенных полностью поддержали мнение о том, что «в развлекательных телепередачах много пошлых эстрадных номеров», а еще 38,6% в основном согласны с этим.
Лишь 4,0% полагают, что пошлость в них отсутствует, а 16,4% присоединились к ним, высказав суждение, что «пошлых эстрадных номеров не столь 147 МНОГО».
Сохраняющая свое действие тенденция уменьшения роли культуры в социальном самочувствии российских граждан, в также наблюдаемое в постсоветский период снижение их интереса к информационной аналитике и серьезному чтению, объясняется тем, что «десять лет нас целенаправленно отучали уважать в себе читателя и человека.
Десять лет шаг за шагом меняли ценности и наклонности.
Быть слишком умным стыдно.
Слишком серьезным скучно и неприкольно.
Идеал уверенный в себе идиот, наполненный до отказа анекдотами и интернетинформацией.
Уважать себя, получается, вовсе не обязательно.
И уж, по 148 крайней мере, не за то, что читаешь хорошие книжки».
В этой связи органы государственного регулирования культурным
процессом на федеральном и региональном уровнях, помимо 147 148 147 См.
там же.
С.
6.
148 Шенкман Я.
Шагреневая кожа литературы.
Нсюбилсйный разговор о монстрах и идиотах // Еженедельное приложение к «Независимой газете» №11.31 марта 2005 г.
СЛ.

[Back]